суббота, 25 июля 2020 г.

ПОЧЕМУ ДЕВОРА - "МАТЬ ИЗРАИЛЯ"?

Чему учит нас личность Деворы (Дворы)? Одна женщина руководит ТЫСЯЧАМИ мужчин и женщин в мирное время, судит народ под Пальмой, а в во время войны защищает его от врагов! Даже военачальник Варак не хочет идти на войну без нее! Какова же СИЛА ДУХА этой женщины!

Как в еврейской традиции понимают личность Деворы?

Еще в период правления Эуда и Шамгара многие из сынов Израиля вновь отошли от соблюдения заповедей Торы, и вскоре страну покорил кнаанский царь Явин, который угнетал сынов Израиля в течение двадцати лет. Когда гнет стал нестерпимым, евреи возопили к Б-гу, умоляя об избавлении. Тогда сыны Израиля сплотились вокруг Дворы — по образному определению Талмуда, весь народ стал как «одно сердце, обращенное к Небесному Отцу».

Сидя в тени финиковой пальмы возле Бейт-Эля, в горах Эфраима, Двора обучала народ Торе и принимала приходивших к ней за советом. Она избрала такое открытое место, чтобы не возникало запрещенного законом Торы уединения. (https://toldot.ru/history/Devora.html)

Почему Двора сидела под пальмой, а не под дубом или смоковницей? Двора была так же устремлена к Небесам, как пальма, – гоаорит мидраш. (Имя Двора в переводе с иврита означает "пчела".)

Мидраш "Тана де-вей Элияhу" говорит:

"Я свидетельствую и призываю в свидетели Небо и землю: будь он из Израиля или гой, будь он мужчина или женщина, будь он раб или рабыня, - все в соответствии с его делами, которые он делает, в той же мере на нем почивает Божий Дух". То есть, задавая вопрос, как же женщина выдвигается на первую роль, когда есть достаточно серьезные претенденты из мужчин, автор мидраша отвечает такой цитатой. Его свидетельство состоит в том, что пророческий дух почивает на человеке, независимо от его возраста, пола, общественного состояния, национальности и т.д. Поэтому такая должность дается не по "конкурсу", а по делам.

Имеется еще такой вопрос. Как же может быть, что женщина, которая не обязана изучать Тору и все ее законы, вдруг берется судить? Одно дело, когда судит тот, кто обязан был изучать Тору и законы, и кто набрался соответствующих знаний, а другое дало, когда судит женщина, которая имеет право (с рядом оговорок, по Талмуду этот вопрос не очевиден), и не обязана изучать все части Торы, хотя все согласны с тем, что исключительная женщина право изучать - имеет. Тут есть разные подходы, обсуждаемые Ришоним. Они говорят, что собствен
но говоря, она их и не судила. Она их обучала законам. По другому мнению, она их - судила, но не по рационально усвоенным законам, а по Божественному вдохновению: рассуживала так, как ей говорилось с Неба. (http://www.machanaim-2.org/machanaim/tanach/_da_sho/sho_06.htm#v3)

Амвросий Медиоланский

Вдова, но она управляет народом; вдова, но она ведет за собой армию; вдова, но она выбирает военачальников; вдова, но она объявляет войны и празднует победы. Итак, не природа ответственна за недостатки и не она отвечает за слабости. Не [принадлежность] к полу делает человека сильным, а мужество.

... вдова может воспитать воина,
которого она как мать обучила; как судья назначила командовать; причем, будучи храброй, научила его; и как пророчица направила к победе.