вторник, 28 июля 2020 г.

"ЕСЛИ НЕ Я ЗА СЕБЯ, КТО ЗА МЕНЯ?"

Гиллель говорил:
Если не я за себя, кто за меня? Если я только за себя, то кто же я? И если не сейчас, то когда?

Бог сказал об Аврааме:

Быт. 18:19
ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом [все], что сказал о нем.

ЕСЛИ РЕЧЬ ИДЕТ О ЗАЩИТЕ, ТО ВАЖНО НЕ ПРОСТО ЗАЩИЩАТЬ СЕБЯ, А ЗАЩИЩАТЬ БОЖЬЕ ДЕЛО! И МЕДЛИТЬ С ЭТИМ НЕЛЬЗЯ!
ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ, КАК ПОСТУПАЛ НЕЕМИЯ, ЗАЩИЩАЯ БОЖЬЕ ДЕЛО ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ СТЕНЫ В ИЕРУСАЛИМЕ, И АПОСТОЛ ПАВЕЛ, КОГДА ЕГО НЕСПРАВЕДЛИВО ОБВИНЯЛИ ИУДЕИ, ЧТО ОН УЧИТ ЕВРЕЕВ НЕ СОБЛЮДАТЬ ТОРУ:

Неем. 6:1-14
Когда дошло до слуха Санаваллата и Товии и Гешема Аравитянина и прочих неприятелей наших, что я отстроил стену, и не оставалось в ней повреждений – впрочем до того времени я еще не ставил дверей в ворота, –
тогда прислал Санаваллат и Гешем ко мне сказать: приди, и сойдемся в одном из сел на равнине Оно. Они замышляли сделать мне зло.
Но я послал к ним послов сказать: я занят большим делом, не могу сойти; дело остановилось бы, если бы я оставил его и сошел к вам.
Четыре раза присылали они ко мне с таким же приглашением, и я отвечал им то же.
Тогда прислал ко мне Санаваллат в пятый раз своего слугу, у которого в руке было открытое письмо.
В нем было написано: слух носится у народов, и Гешем говорит, будто ты и Иудеи задумали отпасть, для чего и строишь стену и хочешь быть у них царем, по тем же слухам;
и пророков поставил ты, чтоб они разглашали о тебе в Иерусалиме и говорили: царь Иудейский! И такие речи дойдут до царя. Итак приходи, и посоветуемся вместе.
Но я послал к нему сказать: ничего такого не было, о чем ты говоришь; ты выдумал это своим умом.
Ибо все они стращали нас, думая: опустятся руки их от дела сего, и оно не состоится; но я тем более укрепил руки мои.
10 Пришел я в дом Шемаии, сына Делаии, сына Мегетавелова, и он заперся и сказал: пойдем в дом Божий, внутрь храма, и запрем за собою двери храма, потому что придут убить тебя, и придут убить тебя ночью.
11 Но я сказал: может ли бежать такой человек, как я? Может ли такой, как я, войти в храм, чтобы остаться живым? Не пойду.
12 Я знал, что не Бог послал его, хотя он пророчески говорил мне, но что Товия и Санаваллат подкупили его.
13 Для того он был подкуплен, чтоб я устрашился и сделал так и согрешил, и чтобы имели о мне худое мнение и преследовали меня за это укоризнами.
14 Помяни, Боже мой, Товию и Санаваллата по сим делам их, а также пророчицу Ноадию и прочих пророков, которые хотели устрашить меня!

Деян. 21:18-26
На другой день Павел пришел с нами к Иакову; пришли и все пресвитеры.
19 Приветствовав их, Павел рассказывал подробно, что сотворил Бог у язычников служением его.
20 Они же, выслушав, прославили Бога и сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона.
21 А о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям.
22 Итак что же? Верно соберется народ; ибо услышат, что ты пришел.
23 Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет.
24 Взяв их, очистись с ними, и возьми на себя издержки на жертву за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон.
25 А об уверовавших язычниках мы писали, положив, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда.
26 Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение.

Комментарий Маараля

В мидраше (Ваикра раба 4) раби Шмуэль бар Ицхак, комментируя стих «Все, что делает человек, — для собственных уст», говорит так: «Все, чего достиг человек в Торе и заповедях, предназначено лишь для его собственного употребления, но не для сыновей и домочадцев». И (там же) говорит раби Леви: «И душа не наполнится, — душа знает, что, над чем бы она ни трудилась, она трудится ради себя, а потому она никогда не насытится заповедями и добрыми делами». И еще сказал раби Леви: «(Душу можно сравнить) с царской дочерью, вышедшей замуж за жителя маленького городка. Даже если он будет потчевать ее самыми изысканными деликатесами, этого будет недостаточно, потому что она все же царская дочь. Так и человек: что бы он ни делал для своей души, этого будет недостаточно, потому что она принадлежит к Высшим (сущностям)» (https://toldot.ru/articles/articles_17015.html)

Изв. протестанский теолог Мартин Нимеллер писал:

Когда нацисты пришли за коммунистами, я молчал, я же не коммунист.
Когда они пришли за социал-демократами, я молчал, я же не социал-демократ.
Когда они пришли за членами профсоюза, я молчал, я же не член профсоюза.
Когда они пришли за евреями, я молчал, я же не еврей.
Когда они пришли за мной, и уже не было никого, кто бы мог протестовать.