четверг, 30 июля 2020 г.

ТАЙНА ЖЕРТВЫ ВСЕСОЖЖЕНИЯ

Пс. 93:11

Господь знает мысли человеческие, что они суетны.

Пр. 23:6-7

Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми яствами его;

потому что, каковы мысли в душе его, таков и он; "ешь и пей", говорит он тебе, а сердце его не с тобою.

Ис. 32:8

А честный и мыслит о честном и твердо стоит во всем, что честно.

К ребе из Коцка однажды пришел ешиботник и пожаловался: «Ребе, во время молитвы мне в голову приходят посторонние мысли, которые отвлекают меня». Ребе удивился: «Посторонние?! Это твои собственные мысли!»

Рабби Леви-Ицхак из Бердичева как-то раз сразу после молитвы подошел к одному из прихожан, местному купцу, и пожал ему руку: «Добро пожаловать, с возвращением!» — «Ребе, — удивился купец, — но ведь я никуда не уезжал!»

Р. Леви-Ицхак улыбнулся: «Во время молитвы ваши мысли витали то тут, то там. Вы успели побывать на ярмарке в Варшаве, затем у друзей в Кракове. Там, где витают мысли человека, там и находится сам человек. Поэтому я решил поздравить вас с благополучным возвращением к нам в синагогу». (Оцарот https://toldot.ru/jfamily/forchildren/forchildren_21371.html)

Где ваши мысли, там и вы сами. Постарайтесь быть в хорошем месте. (М. М. Шнеерсон)

КОРБАН ОЛА

«Вот закон жертвы ола», — сказано о постигающей душе, «возносящейся ввысь». Когда стих говорит: «вот…», — он хочет указать ей путь достижения совершенства, разъяснить, как добиться близости к Б-гу. Об этом сказано: «Это — жертва ола, на огне, на жертвеннике, всю ночь…» Это означает, что душа должна вознестись вверх, к своему духовному совершенству, в тот момент, когда ее сжигает огонь жертвенника, символизирующего человеческое сердце. И сжечь необходимо «всю ночь», то есть, все дурные и темные мысли, возникающие, как правило, ночью. И когда постигающая душа сожжет ночью все свои отвратительные мысли и страсти, она увидит «утро», то есть, жизнь Будущего мира, которую символизирует свет зари, предвещающий появление солнца. И все это послужит причиной того, что «огонь жертвенника будет гореть в нем», то есть, на жертвеннике, а в человеческом сердце возгорится огонь любви к Б-гу. Ведь жир, который сжигают на жертвеннике, — это тот самый жир, который окружает и отупляет сердце человека. И как огонь жертвенника сжигает и уничтожает попавший туда жир, так и служение Б-гу уничтожает жир, непроницаемой оболочкой окутывающий сердце. (Абарбанель http://toldot.ru/tora/articles/articles_21373.html)

ЧТО ТАКОЕ МУДРОСТЬ, РАЗУМЕНИЕ И ВЕДЕНИЕ?

В Библии процесс познания передаётся тремя словами: "хохма", "бина" и "даат", что в переводе на русский означают "мудрость", "разумение" и "ведение".

«Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою.» (Прит. 3:19-20)

«И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия;» (Ис. 11:2)

"Хохма" - это первоначальное представление об объекте в целом, начальный акт познания, начальная точка, но еще нет понимания функционирования.

Вторая стадия познания, "Бина" - это понимание, когда вещь обретает устройство, когда отвечают на вопрос "как". Если на стадии "хохма" человек понимает, что это за вещь, то на стадии "бина" он узнает, как она устроена, какова ее структура, как она функционирует. Или: "хохма" - пришедшая в голову идея, еще не сформулированная, а "бина" есть формулировка этой мысли, нахождение нужных слов.

Что означает термин "Даат", который используется в выражении "Эц hа-Даат Тов ве-Ра" - "Дерево Познания Добра и Зла".

При познании на уровне "Даат" человек вступает в глубокую личную связь с объектом, и эта связь должна быть не просто информационной, внешней, интеллектуальной, - но она должна быть внутренней, затрагивающей самые основы личности и меняющей эту личность. Не случайно Тора рассказывает нам именно о съедении плода "Дерева Даат". Именно поэтому слово "Даат" употребляется в иврите также и для обозначения интимных отношений мужчины и женщины, как например в стихе 4:1 - "И Адам познал Хаву, жену свою", ибо это познание
означает создание связи между ними, а не просто получение формальной информации друг о друге. Переход именно на такой интимный уровень познания по отношению к Добру и Злу произошел у человека после съедения плода Дерева Познания." (Из книги: П. Полонский. Две истории сотворения мира http://www.machanaim.org/tanach/_pol2ism/glava6.htm#6.4)

Евр. 8:10

Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.