воскресенье, 6 декабря 2020 г.

ПОЦЕЛУЙ ИЛИ УКУС?

ПОЦЕЛУЙ ЭЙСАВА - "УКУС" ДЛЯ ИАКОВА?

Быт. 33:4

И побежал Исав к нему навстречу и обнял его, и пал на шею его и целовал его, и плакали [оба].

Пишет Гирш:

Одно короткое слово ... (и они заплакали) убеждает нас, что в этот момент Эсав был охвачен чисто человеческими чувствами. Поцелуй может быть притворным; не таковы слезы, текущие в подобные минуты; ... слезы приходят из самых глубин человеческой души. По этому поцелую и по этим слезам мы понимаем, что Эсав все-таки потомок Авраама.

Вроде бы все хорошо, но... Кто такой Эйсав? Он же Эдом!

Быт. 36:8

И поселился Исав на горе Сеир, Исав, он же Едом.

Откройте Книгу пророка Авдия:

Авд. 1:18

И дом Иакова будет огнем, и дом Иосифа – пламенем, а дом Исавов – соломою: зажгут его, и истребят его, и никого не останется из дома Исава: ибо Господь сказал это.

Ранее, в стихах 11-12 сказано об Эдоме:

В тот день, когда ты стоял напротив, в тот день, когда чужие уводили войско его в плен и иноплеменники вошли в ворота его и бросали жребий о Иерусалиме, ты был как один из них.

12 Не следовало бы тебе злорадно смотреть на день брата твоего, на день отчуждения его; не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день гибели их и расширять рот в день бедствия.

Существует интереснейший Мидраш о встрече Якова и Эсава, описываемой в главе Торы "Вайишлах". В ней сказано: "И побежал Эсав к нему (Якову) навстречу, и обнял его <…> и поцеловал его". На иврите фраза "и поцеловал его" заключена в одном слове ваишакейу. Над этим словом в Торе стоит многоточие. В сборнике мидрашей Ялкут Шимони говорится, что это многоточие указывает на необходимость иного прочтения слова: не "и поцеловал его", а "и укусил его"!

Как можно объяснить этот Мидраш, полностью переворачивающий смысл слова? Поцелуй – это выражение любви, в то время как укус – выражение совершенно противоположного! В книге Сфат Эмет, написанной рабби Йегудой Лейбом Алтером (1847-1905), вторым герским Ребе, сказано: "Поцелуй Эсава - укус для Якова!" (р. Йоси Голдман (https://ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/1059839/jewish/-.htm)

Комментарий рава Гитика

Контрольный поцелуй в шею

Начнем с распознавания образов. Шея – соединение головы и тела, высокого и материального. Не случайно одно из наименований Йерушалаимского Храма – шея. Идентичность головы и противоположность тела Яакова и Эйсава определяет суть конфликта – «умная голова, а дураку досталась». Всё последующее легко укладывается в формулу «брат мой, враг мой»

Как известно автору этих строк не понаслышке (наличие старшего брата), два брата всегда[2] два соперника. Их жизненные пути всегда сравниваются и являются основой для осознанного или неосознанного соперничества. Именно из него рождается знаменитый комплекс любви-ненависти.

Более просто и понятно (для не имеющих братьев) этот конфликт может быть проиллюстрирован с помощью отношений между душой и телом. С одной стороны, мало что в жизни мы любим так, как своё тело. С другой – бывают моменты «бессильной ненависти» (если бы я только мог, был бы большим и сильным, «о, если б только мне набраться сил, вы дали б мне за всё ответ»).

Именно под этим углом рассмотренное отношение Эйсава к Яакову позволяет разобраться с его поцелуем/укусом. Эйсав, продавший первородство души, продавший свою голову телу, это Эйсав, видящий в Яакове изворотливо-хитрого лицемера. Сами посудите, победить тело невозможно. Также невозможно перехитрить Лавана. И удачливость брата объясняется единственно возможным для победившего тела способом – изворотливостью жизненного пути Яакова.

Собственно, поцелуй/укус был попыткой показать слабость власти головы Яакова над его телом. Зубы – символ вреда[3], нанесенного ради получения удовольствия.

И укус через поцелуй - это и вопрос Эйсава: «Кто эти тебе?» (33:5), это попытка самоутверждения через демонстрацию духовной неуспешности Яакова. (Женился на сестрах – некашерно!)

Материальный успех Яакова, свидетельство его изворотливости, а не результат духовных усилий... Именно это стремится показать Эйсав. И как апофеоз соперничества: «есть у меня множество» против «есть у меня всё».

Образ «каменной шеи» Яакова и обломленных о нее зубов Эйсава – это неразрывность связи и владычества главы Яакова над всем земным (символизируемым телом). И никакие удовольствия этого мира (символизируемые зубами Эйсава) не способны (камень – символ вечности) эту связь оборвать! (http://mmgitik.com/index/kontrolnyj_poceluj_v_sheju/0-500)