Быт. 4:17
И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И строил он город...
Сказано на иврите "строил", а не "построил". Человек, ушедший от лица Божьего, пытается строить город, находится в постоянном строительстве города, но никогда не построит, потому что строит не на Божьем основании, а на своем! Что делал Авраам? Он не строил города!
Евр. 11:9-10
Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования;
ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.
Стройте всегда на Божьем основании!
1Кор. 3:11-15
Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.
Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, –
13 каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.
14 У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.
15 А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня.
Пишет Гирш:
Изгнанный сын Адама создает новое явление — город. Каин был лишен почвы под ногами, земля больше не поддерживала его. Что оставалось у него, отторгнутого Б-гом и людьми? Только он сам, его знания , энергия , интеллект, — все, чем он был наделен. Вполне естественно, это привело его к строительству городов. В отличие от деревни, город полностью оторван от земли. В деревне культивируют почву; в городе — человека. Поле деятельности горожанина, его “гектары” — энергия , способности, ум. И весьма знаменательно, что городская жизнь начинается именно с Каина, оторванного от земли и вынужденного разрабатывать свои собственные ресурсы.
Августин писал:
... Итак, о Каине написано, что он построил город; Авель же, будучи странником, города не построил. Ибо град святых есть град вышний, хотя он и здесь рождает своих граждан, в лице которых странствует, пока не наступит время его царства. Тогда соберет он всех воскресших с их телами, и будет им дано обетованное царство, в котором они станут со своим Главою и Царем царствовать вовеки.
Филарет (Дроздов)
Таким образом, первый город созидается первым изгнанником земли, тем, который не ожидал града, имеющего непоколебимое основание, которого зодчий и основатель есть Бог (Евр. 11:10).