вторник, 8 июня 2021 г.

НОЕВ КОВЧЕГ

«Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.» (Быт. 6:14)

ковчег - на иврите: тева. Слово "тева" также используется в Исх. 2:3 (корзинка, в которую мать положила младенца Моше)

"Тева" на языке хасидов - это "слово". Бааль Шем Тов писал, что призыв Б-га войти в ковчег (Ноаху) еще означало "проникнуть (в суть) слова". (Бааль Шем Тов. Ануд а-Тфила, 7:1)

"Магид из Межерич говорил так, что Всевышний говорит Ноаху: "Войди ты и весь твой дом в ковчег - "тева", и это слово, помимо того, что оно обозначает "ящик", обозначает еще и "слово", правда, слово написанное. Магид не делает тут различия между сказанным словом и написанным, он говорит, что здесь намек на человеческую речь, а речь включает все мысли, желания человека. Поэтому, можно понимать так: "открой речь Всевышнему и Он ее высвободит, избавит (выразит)". То есть "войди в тева" понимается, как вырази себя,
находись в связи с Богом. В знаменитом мидраше Всевышний говорит: "Открой рот, и Я наполню его". То есть, имеется в виду не только то, что ты откроешь рот, и туда Всевышний вложит прокорм, а то, что ты открываешь рот, желая выразить себя, и Всевышний вкладывает в него слова, которыми ты можешь это выразить." (Лекции Зеева Дашевского по Псалмам http://www.machanaim.org/tanach/_d_psalms/ps22-19.htm)

"Историю о чудесном спасении Ноаха в ковчеге мидраши интерпретируют как воплощение идеи раскаяния:

Мидраш Танхума:

Иди и смотри: почему сказал Святой, благословен Он, Ноаху, чтобы тот делал ковчег? Чтобы видели, как он сидит и трудится - и раскаялись. Ведь разве не мог Всевышний спасти Ноаха одним Своим словом, или поднять его на небо - и когда Он сказал "сделай себе ковчег из дерева гофер" - зачем это? Но сказал Святой, благословен Он: "Если Я скажу ему: сделай себе ковчег из дерева гофер", и он будет стоять и трудиться, и рубить кедры, а они соберутся вокруг него и скажут: "Ноах! Что это ты делаешь?". А он ответит: "Ковчег!
Ибо сказал мне Святой, благословен Он, что приводит Он на землю потоп"; тогда услышат они и раскаются". Так считал Святой, благословен Он, но они не обратили внимания на Ноаха.
И в другом варианте:

Ноах сажал кедры, и говорили ему: "Зачем тебе эти кедры?". И отвечал он: "Святой, благословен Он, решил привести на землю потоп и велел мне сделать ковчег, чтобы спаслись я и мой дом". И смеялись они над ним и глумились над его речами. А он поливал те кедры, и они росли. И спрашивали его: "Что ты делаешь?". И отвечал он им то же. А они насмехались. К концу дней своих срубил он деревья и стал распиливать. И говорили ему: "Что ты делаешь?" И отвечал он им, и предостерегал их. Но поскольку они не раскаялись..."(Нехама
Лейбович. Комментарии к Торе http://www.jafi.org.il/education/russian/leibov/_nleybov/s053-056.html)

«Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою.» (Быт. 6:18)

"Завет с Ноем включает не одного только Ноя, но всю его семью как прообраз будущего человечества. Дети Ноя были спасены благодаря праведности Ноя (Быт. 7:1), точно так же Христовы "дети" будут спасены благодаря праведности Христа. (Евр. 2:11-13). Здесь спасение обретается посреди вод потопа, что является прообразом крещения (1 Пет. 3:20,21)" (Новая Женевская Учебная Библия)

«И сказал Господь Ноаху (Ною): войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем;» (Быт. 7:1)

увидел Я праведным - Как важно верующим в Йешуа быть праведными, не носить "вид благочестия"!

"И не сказано "праведным, цельным" (как в 6,9). Отсюда (следует), что лишь о части достоинств человека говорят в его присутствии и обо всех - в его отсутствие [Эрувин 18а]." (Раши )

"В главе 6:9 Ноах назван человеком "праведным и непорочнейшим". Здесь упомянута только праведность. Поскольку в предыдущей (6) главе рассказывается о Ноахе, а в этой - Всевышний обращается к нему, мудрецы делают вывод, что нехорошо говорить о всех достоинствах человека в его присутствии, но когда его нет, можно рассказать о всех его хороших качествах. К сожалению, многие люди говорят о человеке все плохое, что только знают, "за его спиной", а в его присутствии либо упоминают часть его недостатков, либо хвалят
его." (Сончино http://machanaim.org/tanach/a-beresh/inda02_1.htm)

«Верою Ноах (Ной), получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.» (Евр. 11:7)

РАДУГА В ОБЛАКЕ

«И сказал Бог Ноаху (Ною) и сынам его с ним: вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными; поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли.» (Быт. 9:8-11)

Нехама Лейбович в своих комментариях к Торе пишет: "Адам, первый отец человечества, начал свое существование с получения благословения от Всевышнего; с получения благословения Ноахом, второго отца человечества, начинается новая история человечества. Но, кроме этого, Ноах получает от Всевышнего еще один замечательный подарок, которого не удостоился первый человек, Адам: Всевышний заключил Свой союз с Ноахом и его потомками – подобно тому, как Он заключил Свой союз с Авраhамом, праотцем избранного народа. Ноах
– первый, кого Тора величает титулом "совершенный праведник" – удостоился клятвенного обещания Всевышнего:

9:11 И БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ ВСЯ ЖИВАЯ
ПЛОТЬ УНИЧТОЖЕНА ВОДАМИ ПОТОПА
(http://www.jafi.org.il/education/russian/leibov/_nleybov/s062-066.html)

«Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле. И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между
Мною и между всякою плотью, которая на земле.» (Быт. 9:13-17)

радугу - "кешет" на иврите. Слово "кешет" еще можно перевести как "лук" (воинское орудие). Всевышний использует именно радугу (противоположную луку), показывая, что Он больше не будет наказывать землю потопом.

знамением завета - все заветы Бога имели знамение: обрезание (завет с Авраамом - Быт. 17:11), шаббат (завет с Израилем (Моисеев завет) - Исх. 31:13-17), чаша (Новый Завет - Лк. 22:20)

15. "Существует много объяснений того, почему именно радуга стала символом этого союза. Некоторые считают, что радуга напоминает лук, обращенный концами к земле. Из такого лука невозможно выстрелить в землю, поэтому радуга — это символ мира. Для других радуга ассоциируется с мостом, соединяющим землю и небо, символизирующим их связь. Радуга это результат взаимодействия света и воды. Тучи могут разразиться как живительным дождем, так и смертоносным электрическим разрядом. Свет, который пронизывает их, напоминает
о том, что отныне даже в самом сильном гневе Б-г сохранит человечеству жизнь.

Однако может быть больше всех приведенных соображений подчеркивает символическое значение радуги спектр сверкающих в небе цветов. Мы уже говорили, что в какую бы сторону ни пошло дальнейшее развитие человечества, Б-г отныне никогда не прибегнет к уничтожению всех людей. Более того, само разнообразие многочисленных путей человеческого развития, человеческих типов ляжет в основу дальнейшего образования и воспитания человечества. Теперь посмотрим на радугу — солнечный луч, разделенный на семь цветов. Цвета варьируются
от красного, родственного свету солнца, до фиолетового, наиболее удаленного от него, близкого к тьме. И все они порождены преломлением единого солнечного луча. Взглянем на бесконечное разнообразие живых существ, начиная от Адама, “красного”, ближайшего к Б-гу, до самой незаметной формы жизни, червя, “всякой плоти, в которой есть дух жизни”. Вглядимся в разнообразие нюансов человеческих характеров — от самых возвышенных, духовных, до низменных, в которых, казалось бы, уже не осталось ничего человеческого. Всех
их объединяет Б-г, все они суть различные преломления Б-жественного Духа, отражающие великое разнообразие жизни. Разве не очевидно, что даже самый незаметный, удаленный от Б-га человек все-таки “сын света”. (Комментарий р. Ш.-Р.Гирша http://machanaim.org/tanach/a-beresh/inda02_1.htm)

16. и как будет радуга в облаке, Я увижу ее - "Мидраш рассматривает этот стих как образ, а не как буквальное описание действия Всевышнего: "Когда мера суда потребует вынести вам приговор за бунт, Я посмотрю на радугу и вспомню о союзе". (Сончино http://machanaim.org/tanach/a-beresh/inda02_1.htm)

"Естествоиспытатели и теперь наблюдают, что радуги не бывает при тропических ливнях. Отсюда, появление радуги есть естественное доказательство того, что дождь не имеет угрожающего характера и непохож на наводнение пред потопом (7:11). Этому-то естественному натуральному явлению Бог и благоволил усвоить особое символическое значение, избрав его знамением Своего завета с Ноем." (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm)

В комментарии к "Брюссельской Библии" говорится, что Ноев завет - это "союз, знаменующий избавление от гибели, служит прообразом Нового Завета - Завета спасения от вечной смерти жертвой Христа." (http://www.bible-center.ru/comments/brs89/ge/9)

«и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.» (Откр. 4:3)
«И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные,» (Откр. 10:1)