понедельник, 26 июля 2021 г.

"ВСПОМНИЛ БОГ"

КАК ПОНЯТЬ СЛОВА "ВСПОМНИЛ БОГ"?

Когда мы читаем в Священном Писании о том, что Бог вспомнил о Ное, Аврааме, Рахели и т.д., это не означает, что Бог забыл о них, а потом вспомнил. Речь о другом - о Его милости:

Быт. 8:1

И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, (и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся,) бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились.

Быт. 19:29

И было, когда Бог истреблял [все] города окрестности сей, вспомнил Бог об Аврааме и выслал Лота из среды истребления, когда ниспровергал города, в которых жил Лот.

Быт. 30:22

И вспомнил Бог о Рахили, и услышал ее Бог, и отверз утробу ее.

Исх. 2:24

И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом.

Исх. 6:5

И Я услышал стенание сынов Израилевых о том, что Египтяне держат их в рабстве, и вспомнил завет Мой.

1Цар. 1:19

И встали они поутру, и поклонились пред Господом, и возвратились, и пришли в дом свой в Раму. И познал Елкана Анну, жену свою, и вспомнил о ней Господь.

Единственным исключением является воспоминание об Амалеке в контексте наказания:

1Цар.15:2

Так говорит Господь Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шел из Египта...

ВЕТЕР И ДУХ

Быт. 8:1

... и навел Бог ветер на землю, и воды остановились.

В прямом смысле речь идёт о ветре, который остановил воды. Но на иврите "руах" - и ветер, и дух. Когда приходит Дух, наступает покой!

Дух - это как веяние тихого ветра, или голос тонкой тишины.

НЕЖНЫЙ ШЕПОТ ОТЦА

«И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра.» (3 Цар. 19:11-12)

12 веяние тихого ветра - досл.: голос тонкой тишины (коль демама дака), нежный шепот.

"Ветер, огонь и грохот землетрясения часто предвещают проявление Божественного Присутствия (Шмот, 19:18, Теhилим, 18:8-14). Они похожи на слуг царя, которые идут перед ним и предупреждают о его приближении. Однако сами они не рассказывают о свойствах и качествах властителя. Только тишина, которая наступает, когда проходит сам царь, может передать ощущение Его Присутствия. Это пророческое видение - упрек Элияhу, который охвачен отчаянием и постоянно подчеркивает пред лицом Всевышнего, что жители Израильского царства нарушили союз. Всевышний хочет напомнить: пророк не должен думать, что зло непобедимо, если оно могущественно, бушует и празднует свои достижения. Зло невозможно преодолеть бурей и огнем. Победа в повсеместном раскрытии Божественного Присутствия." (Сончино, там же)