понедельник, 17 февраля 2020 г.

ВОР ПОДКАПЫВАЮЩИЙ И ВОР, НАД КОТОРЫМ ВЗОШЛО СОЛНЦЕ

Исх. 22:2-3
Если кто застанет вора подкапывающего и ударит его, так что он умрет, то кровь не вменится ему;
но если взошло над ним солнце, то вменится ему кровь. Укравший должен заплатить; а если нечем, то пусть продадут его для уплаты за украденное им...

Вор подкапывающий - это и вор, и разбойник.

Иоан.10:10
Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

Вор, над котором взошло солнце - это просто вор, угрозы жизни в этом случае нет.

Иер. 2:34-35
Даже на полах одежды твоей находится кровь людей бедных, невинных, которых ты не застала при подкопе (Синод.: взломе), и, несмотря на все это,
35 говоришь: "так как я невинна, то верно гнев Его отвратится от меня". Вот, Я буду судиться с тобою за то, что говоришь: "я не согрешила".

Абраванель объясняет этот стих:
Помимо идолопоклонства, следования чужим богам, Израиль обвинен в грехе кровопролития. Злодеи кичились тем, что проливали кровь своих братьев, марая ею полы своих одежд. Поэтому пророк сказал: "Даже на полах одежды твоей кровь невинных бедняков..." (Ирмеяhу 2:34), поскольку это делалось ради самовосхваления и самовозвеличения. И сказано далее: "...не в подкопе нашел Я их..." – не в укромном месте, "...но на всех этих" – на полах одежды вашей, у всех на виду, поскольку вы бахвалились своими нечестивыми деяниями.
Радак:
"Не в подкопе нашла ты их..." Сказано: "Если в подкопе будет найден вор, и ударен будет, и умрет – нет на нем крови", вы нашли их "не в подкопе"! Почему же вы убиваете бедняков, они ведь невинны?!
Подобным образом этот стих объясняет и Шадал (Луцатто). Однако, по его мнению "невинные бедняки", преданные смерти – это упомянутые выше пророки: "...меч ваш, как лев истребляющий, пожрал пророков ваших" (Ирмеяhу 2:30).
"Невинные бедняки" – истинные пророки, которые были убиты.
"...Не в подкопе нашел Я их... за все это" – они не собирались подкапывать под ваши стены, чтобы вам было дозволено убивать их. Они не собирались причинять вам вред, но лишь Именем Моим наставить вас на путь истинный. Согласно Раши завершающая часть стиха ("...за все это") сообщает нам, что пророки были преданы смерти за слова упрека, высказанные ими в адрес отступников. Но это весьма далеко от истины. Мне же кажется, что это эллиптический оборот, означающий: "за все это Я буду судить вас и наказывать". (Нехама Лейбович. Новые исследования книги Исход в свете классических комментариев http://www.machanaim-2.org/machanaim/tanach/_nleibs2/mishp2.htm)