В своей книге "Загадка Тайной вечери" профессор Хамфрис из Кембриджского университета утверждает: Матфей, Марк и Лука говорят, что Тайная вечеря совпала по времени с началом еврейского праздника Песах, а у Иоанна сказано, что трапеза состоялась накануне Песаха.
"Это на протяжении столетий ставило в тупик исследователей Библии, - пояснил профессор в интервью Би-би-си. - Кто-то даже назвал этот вопрос "самым тернистым предметом во всем Новом Завете. Если посмотреть на все события, описываемые в евангелиях - от Тайной вечери до распятия, - то их немало. И просто невозможно втиснуть их все в промежуток времени от вечера четверга до утра пятницы".
"Но я обнаружил, что здесь использовались два разных календаря. И тогда все четыре евангелия прекрасно согласуются друг с другом", - добавляет исследователь.
Колин Хамфрис подчеркивает, что иудеи никогда не спутали бы трапезу в Песах с любым другим ужином, поскольку это очень важный день в еврейском календаре. И, по его словам, Матфей, Марк и Лука пользовались старомодным еврейским календарем - тем, который во времена Моисея они взяли у египтян и адаптировали, - а не официальным лунным календарем, имевшим широкое распространение у Иудеев в то время (https://www.bbc.com/russian/society/2011/04/110410_last_supper_puzzle).
ХОТЯ ПО ОФИЦИАЛЬНОМУ ИУДЕЙСКОМУ КАЛЕНДАРЮ ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ ПРОВОДИЛАСЬ В КАНУН 14-ГО НИСАНА (С 13-ГО НА 14-ОЕ НИСАНА), ЗА ДЕНЬ ДО ПЕСАХА, НО ПО ГАЛИЛЕЙСКОЙ ТРАДИЦИИ ЭТО МОГЛО БЫТЬ ИМЕННО ВРЕМЯ ПЕСАХА.
Алекс Бленд обращает внимание на один важный вопрос, который возникает у нас после чтения Евангелий:
В первый день опресноков ученики спросили Иешуа: «Где скажешь делать нам Пасху?». Очень странный текст. Ведь, если настал первый день опресноков, а этот день по книге Левит и Чисел наступает после Пасхи, то уже поздно делать Пасху, она уже два дня как прошла. Но существует Галилейская традиция, по которой весь комплекс праздников (Пасха и праздник опресноков) назывался «днем опресноков». Если смотреть на арамейский текст: «кама деПисха» — это первый день Песаха, а «камая деПисха» — это канун Песаха (очень похожие по звучанию выражения). И «в первый день» — это может быть редакторской неточностью... (https://www.alexblend.net/?p=31)
Какой хлеб был на Тайной Вечере?
Хотя в греческом тексте используется слово "артос" (хлеб), а не опресноки, ученики никогда не могли бы на Пасхальный Седер принести квасной хлеб. В еврейских домах накануне Песаха убирают все квасное.
К уничтожению — биюр — хамеца приступают за тридцать дней до наступления праздника. Последнего срока для этого уничтожения нет и быть не может — «уцелевший» и переживший Песах хамец должен быть уничтожен, когда бы он ни был обнаружен. Однако основной, установленный мудрецами срок уничтожения хамеца, который обязывает каждого из нас — это конец дня 13-го Нисана. Еще точнее: за полчаса до появления звезд в ночь 14-го Нисана мы обязаны оставить любое занятие, любую работу, даже изучение Торы, и приступить к бдикат хамец — поиску хамеца в доме с тем, чтобы затем его уничтожить. (https://toldot.ru/pesach.html)
Может ли быть хлебопреломление с квасным хлебом?
Апостол Павел пишет в 1 Кор. 5:6-8:
Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?
7 Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.
7 Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.
8 Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.
КОГДА МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ НА ХЛЕБОПРЕЛОМЛЕНИИ (ПРИЧАСТИИ) ОПРЕСНОКИ (МАЦУ), ХОЧЕТСЯ СТАТЬ ДУХОВНЫМИ ОПРЕСНОКАМИ ЧИСТОТЫ И ИСТИНЫ! И ПОСМОТРИТЕ НА ЭТИ МАЛЕНЬКИЕ ДЫРОЧКИ НА МАЦЕ: НЕ НАПОМИНАЮТ ЛИ ОНИ НАМ РАНЫ СПАСИТЕЛЯ?!.