пятница, 21 февраля 2020 г.

КАК ПОНИМАЛИ В ИЗРАИЛЕ ЗАПОВЕДЬ "ОКО ЗА ОКО, ЗУБ ЗА ЗУБ"?

ОКО ЗА ОКО, ЗУБ ЗА ЗУБ - ЗАПЛАТИ ПО ПЯТИ СТАТЬЯМ!

"Око за око, зуб за зуб" - это не был повод вершить самосуд! Бог Израиля не учил мстить!

Лев. 19:18
Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь [Бог ваш].

В древнем Израиле "око за око", "зуб за зуб" понималось как компенсация ущерба по пяти статьям, о чем мы скажем позднее. Но вначале прочитаем внимательно эти стихи:

Втор. 19:15-21
Недостаточно одного свидетеля против кого-либо в какой-нибудь вине и в каком-нибудь преступлении и в каком-нибудь грехе, которым он согрешит: при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей состоится [всякое] дело.
16 Если выступит против кого свидетель несправедливый, обвиняя его в преступлении,
17 то пусть предстанут оба сии человека, у которых тяжба, пред Господа, пред священников и пред судей, которые будут в те дни;
18 судьи должны хорошо исследовать, и если свидетель тот свидетель ложный, ложно донес на брата своего,
19 то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему; и так истреби зло из среды себя;
20 и прочие услышат, и убоятся, и не станут впредь делать такое зло среди тебя;
21 да не пощадит [его] глаз твой: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу. [Какой кто сделает вред ближнему своему, тем должно отплатить ему.]

В древнем Израиле виновный должен был заплатить по пяти статьям:
за ущерб, за боль, за лечение, за простой в работе и за стыд, т.е. компенсация ущерба охватывала не только плату за лечение, а и за упущенный заработок, моральный ущерб и др.

Но почему в Торе прямо не сказано о компенсации ущерба? Чтобы научить на уровне сознания: человек, причиняющий боль другому, достоин того же. Чтобы удержать людей делать зло.

Еврейские мистики понимают эту заповедь как исправление, починку сосудов на той же ступени, на том же уровне, в той же форме. Исправить, починить эгоизм!

КАК ПОНИМАЛИ "ОКО ЗА ОКО"?

Остается выяснить, почему прямо не сказано «деньги за глаз»? Открываем Талмуд, читаем: «Сказал рав Аши: оценивают глаз не того, кому нанесли удар, а того, кто нанес удар». Но что это значит? Комментирует автор книги «Бейт Алеви» (рав Йосеф Дов Соловейчик, Литва, 19 век): платится не та цена, которая соответствует глазу пострадавшего, а та, что соответствует глазу ударившего. Например, ходит богатый человек по своей фабрике и бьет рабочих. Дескать, что мне 50 рублей, которые я заплачу за увечье; я ударю — они лучше будут работать. Говорит ему Тора: да, глаз рабочего стоит 50 рублей, но сколько стоит твой глаз? Он отвечает: тысячу рублей. — Вот и плати тысячу рублей за глаз своего рабочего (http://toldot.ru/tora/articles/articles_10965.html).

В Новом Завете Мессия учит о прощении:

Мф. 5:38-39
Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую...

Новый завет поднимает нас на новый уровень. Это прощение и любовь!