пятница, 21 февраля 2020 г.

ПОЧЕМУ РАБУ-ЕВРЕЮ ПРОКАЛЫВАЛИ УХО?

Исх. 21:1-6
И вот законы, которые ты объявишь им:
если купишь раба Еврея, пусть он работает [тебе] шесть лет, а в седьмой [год] пусть выйдет на волю даром;
если он пришел один, пусть один и выйдет; а если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его;
если же господин его дал ему жену и она родила ему сынов, или дочерей, то жена и дети ее пусть останутся у господина ее, а он выйдет один;
но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю, –
то пусть господин его приведет его пред богов и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно.

ИСТИННЫЙ ЕВРЕЙ ВСЕГДА ЖАЖДЕТ СВОБОДЫ. А КТО БОИТСЯ СВОБОДЫ И ХОЧЕТ ОСТАТЬСЯ РАБОМ, КТО ПРЕДПОЧИТАЕТ ДОМАШНИЕ ЗАБОТЫ ВЕЧНЫМ ЦЕННОСТЯМ, ЕМУ ПРОКАЛЫВАЮТ УХО.

Лука 10:40-42
Марфа (Марта) же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! Или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне.
41 Йешуа (Иисус) же сказал ей в ответ: Марта! Марта! Ты заботишься и суетишься о многом,
42 а одно только нужно; Мирьям (Мария) же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Раши пишет: Раби Шимон давал этому стиху аллегорически-нравоучительное толкование: "Чем дверь и косяк отличаются от всего, что есть в доме? Сказал Святой, благословен Он: Дверь и дверной косяк были в Мицраиме свидетелями того, как Я миновал (вход:) притолоку и два косяка, (освобождая сынов Исраэля из рабства), и сказал: "ибо Мне сыны Исраэля рабы" — Мои рабы, но не рабы рабов (смертных). А (ныне) этот (человек) пошел и приобрел себе господина. Пусть же (его ухо) будет проколото при них (т.е. пусть же теперь дверь и косяк будут свидетелями того, как человек сам выбирает для себя рабство)" [Кидушин 22 б].
Сончино
Почему именно ухо должно быть отмечено знаком, указывающим на то, что этот еврей добровольно принял на себя рабство? Рабан Йоханан бен Закай так отвечает на этот вопрос: "Ухо его слышало речение Всевышнего: "Сыны Израиля: они - Мои рабы" (Ваикра, 25:55) - и все же человек предпочел слушать хозяина из крови и плоти. Так пусть же его ухо будет проколото!".