среда, 2 сентября 2020 г.

МЕСЯЦ ТИШРЕЙ

Месяц Тишрей и его названия

У этого месяца — три названия: седьмой месяц, месяц могучих и Тишрей. Тора постоянно называет его «седьмым месяцем», имея в виду, что он седьмой, если вести отсчет, как того требует еврейский закон, от месяца Нисана.

Еврейские источники утверждают: «Всему седьмому определен свыше благоприятный жребий».

Из понятий, обозначающих то, что над нами, выделено седьмое — ведь они перечислены Танахом в следующем порядке: небеса (два, ибо это слово стоит во множественном числе), небеса небес (снова два), дворец, жилище, высоты — а в Танахе сказано: «Воспевайте Восседающего в высотах».

Среди понятий, обозначающих территорию, выделено седьмое: земля, почва, суша, ущелье, пустошь, впадина, мир: «И Он будет судить мир по справедливости».

Выделено седьмое поколение людей: «Адам, сын Адама Шет, Энош, Кейнан, Meаллель, Йеред, Ханох. В Танахе сказано: “И Ханох ходил перед Б-гом”.

Из праотцев еврейского народа был выделен седьмой: Авраам, Ицхак, Яаков, Леви, Кеат, Амрам и Моше (пророк Моисей) : “И Моше поднялся к Б-гу”.

Из сыновей Ишая выделен седьмой: Элиав, Авинадав, Шима, Нетаниэль, Радай, Оцем, Давид: Давид седьмой.

Из царей был выделен седьмой по счету: Саул, Ишбошет (см. на сайте про Воцарение Давида), Давид, Шломо (царь Соломон), Рехавам, Авийа, Аса — и сказано: “И воззвал Аса к Г-споду Б-гу его” (он удостоился ответа быстрее, чем любой из его предшественников).

Из шмитот — саббатических лет — выделен седьмой, как сказано: “И освятите пятидесятый год” (пятидесятый год йовеля, наступающий за седьмым по счету годом шмиты).

Седьмой год выделен и сам по себе, ведь сказано: “А седьмой год пропустишь и оставишь ее [землю] в покое”.

Среди дней выделен седьмой [Шаббат — Суббота]: “И благословил Г-сподь седьмой день”.

Среди месяцев выделен седьмой: Рош аШана [еврейское Новолетие] наступает “…в седьмой месяц, первого числа”.

Мы видим, что сам Вс-вышний выделил седьмые по порядку явления, выбрал их из числа прочих и освятил их Своим Именем.

Кроме того, наши мудрецы усматривают связь между словами “седьмой” (с корнем ш-в-а) и “насыщенный” (с корнем с-в-а). Они сказали: “Тишрей насыщен заповедями. В их число входят заповеди, связанные с шофаром и Йом Кипуром [Днем Искупления], суккой и ивовыми ветвями [см. Арба миним — 4 вида растений]; и вообще месяц Тишрей насыщен событиями — на него приходятся сбор урожая, винодельческие работы, возможность насладиться плодами земли”.

В этом месяце одиннадцать праздничных дней: два дня Рош аШшана (один из них предписан Торой, а второй установлен мудрецами), Судный День — Йом Кипур, семь дней праздника Суккот и один день праздника Шмини Ацерет.

Вне Израиля (где, как известно, к каждому празднику, кроме Судного Дня, добавляется еще один день) в Тишрей двенадцать праздничных дней.

В книгах еврейских пророков он называется также Месяцем могучих (Ходеш Эйтпаним). Это выражение было употреблено в Книге Царей (Млахим I, 8 “Собрались к царю Шломо все сыны Израиля в праздник, в Месяц могучих, он же седьмой месяц”. Наши мудрецы сказали: “Тишрей назван Месяцем могучих потому, что в нем родились наши праотцы — сильные мира сего”.

На языке Талмуда этот месяц называется Тишрей. До разрушения Первого Храма месяцы различались только по номерам, но, вернувшись из Вавилона, евреи, принесли с собой новые собственные имена — названия месяцев. Название “Тишрей” существует в лингвистическом контексте общесемитского корня ш-р и означает “разреши и устрани все наши долги” — то есть говорит о прощении.

https://toldot.ru/Tishrei.html