воскресенье, 20 сентября 2020 г.

БЫЛ ЛИ МОИСЕЙ ЗАИКОЙ?

... слова создают трудноразрешимую проблему. Маарал объяснял, что Моше-рабейну не умел хорошо говорить именно поэтому. Принято считать, что пророк страдал дефектом речи, вызванным каким-то физическим изъяном. В действительности все наоборот: он не мог хорошо говорить именно из-за своего абсолютного совершенства, в том числе физического. Моше находился в мире правды, где все воспринимается в своем истинном виде, постигается чистой мерой «даат». Когда видишь мир таким, по существу, пророческим видением, его невозможно описать словами. Любая попытка трансформации неизбежно ведет к снижению Б-жественного знания до уровня ограниченной в пространстве и времени материи. О том, что Моше не был простым заикой, свидетельствуют события Синайского откровения. После чуда дарования Торы на Синае произошло именно то, что должно было произойти: преобразуя сверхъестественным образом Слово Б-га в слова Торы, Моше говорил вполне нормально — внятно и с хорошей дикцией, как сказано: «Эле а-дварим ашер дибер Моше — Вот слова, которые говорил Моше». Короче, чтобы высказать высшую истину, «одеть» сущность в надлежащие одежды, не «предав» ее, необходимо чудо.

Именно этим объясняется скрытость мистического учения, называемого «сод», тайна. По мнению непосвященных, слово «тайна» употребляется здесь потому, что мудрость этого учения хранится в тайне, о ней никто не рассказывает. Совсем не так. На самом деле слово «тайна» означает, что эту мудрость невозможно пересказать, ее нельзя выразить словами. Даже если ты знаешь эту «тайну», она остается тайной.

(https://toldot.ru/articles/articles_2174.html)