среда, 2 сентября 2020 г.

О ЧЕМ ТРУБИТ ШОФАР?

Лев. 23:24

скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый [день] месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание [да будет у вас]...

Праздник труб - точнее: воспоминание или напоминание о трублении.

Чис. 23:21

Не видно бедствия в Иакове, и не заметно несчастья в Израиле; Господь, Бог его, с ним, и трубный царский звук у него...

Чис. 29:1

И в седьмой месяц, в первый [день] месяца, да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте; пусть будет это у вас день трубного звука...

Что это за день трубного звука или напоминание о трублении (Левит 23)? О чем надо напоминать? Каков духовный смысл трубления в шофар?

На шофаре издают звуки "ткиа - шварим - труа - ткиа". "Ткиа" - это длинный, протяжный звук, говорящий о коронации Царя. Шофар возвещает всем, что у мира есть Творец и Его надо слушаться!

Также длинный звук говорит о вечных, непреходящих ценностях: царствии, спасении, вечной жизни.

"Шварим" - это три звука, стоны, звуки сокрушенного и  смиренного сердца. Бог живёт с теми, кто сокрушен и смирен сердцем, и трепещет на Его Словом! Также это звуки плача еврейского народа о Боге Израиля!

"Труа" - это девять коротких звуков. Короткие звуки говорят о временном нашем пребывании на земле. Также эти звуки говорят нашему сердцу: "Проснись, сколько можно спать?!."

Исайя говорит о великом шофаре как знаке для Израиля:

Ис. 27:13

и будет в тот день: вострубит великая труба (шофар), и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме.

Павел пишет о приходе Мессии при трубном звуке:

1Фесс. 4:16

потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде...

Звуки шофара - как пророческая проповедь - призывают к страху, трепету, благоговению перед Небесами.

Рамбам писал: «Проснитесь, спящие, от своего сна, дремлющие, от своей дремоты, всмотритесь в свои поступки и раскайтесь в грехах».

Согласно еврейской традиции, весь месяц Элуль в синагогах звучит шофар. Элуль - это месяц тшувы (покаяния). Это месяц "пробуждения больших мозгов".

Лука 23:27-28

27 И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем.
28 Йешуа (Иисус) же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших.

Дополнения

ТАЙНА ЗВУКА ШОФАРА

Какова сила звука шофара, что при трублении в него обрушилась стена Иерихонская!

И. Навин 6:4
когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук шофара (трубы), тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания, и [весь] народ пойдет [в город, устремившись] каждый с своей стороны.

В чем же тайна силы звука шофара? Это как бы голос Спасителя. В Откровении мы читаем:

Откр. 1:10
... громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний...

Юбилейный рог - слово "юбилейный" на иврите - йовель. Это пятидесятый год, когда в Израиле объявлялась полная свобода! И вот когда затрубили в юбилейный рог, пали стены Иерихонские! Пришла свобода этой земле!

При звуке шофара или трубы прийдёт Спаситель! Потому важно знать эти Божественные знаки!

РАМБАМ О ТРУБЛЕНИИ (ПОДРОБНЕЕ)

Относительно причин новогоднего трубления, существует множество толкований. Рамбам пишет в Законах тшувы: «Трубить в шофар — значит исполнить заповедь Всевышнего, записанную в Торе, и поэтому эта заповедь не нуждается ни в каком рациональном пояснении. Тем не менее есть намек на причины, по которым на Рош-Ашана трубят в шофар. Шофар как бы провозглашает: проснитесь, спящие, пробудитесь дремлющие! Осмотрите свои дела, вернитесь на дороги истины, вспомните о своем Создателе. Вы, в суете времени забывшие о смысле жизни! Вы, весь год проведшие в суете и свершении пустяков, которые не добавляют (счастья), не убавляют (печали) и не спасают. Взгляните на свои души, измените свои дела! Пусть каждый из вас оставит свой путь, ведущий к страданию и разочарованию, откажется от образа мыслей, в которых нет ни блага, ни добра!»

Голос шофара напоминает нам о том дне, когда наши предки стояли у горы Синай, где был слышен «очень сильный звук шофара». Он же напоминает нам о разрушении Храма, взятого римлянами под звуки военных труб. В нем мы слышим призывы к грядущему дню Великого Суда.

Трубят в шофар и на исходе Йом-Кипура, после молитвы Неила.

(https://toldot.ru/shofar.html)

МИШНА, ТРАКТАТ РОШ-АШАНА

В РОШ-АШАНА ВСЕ ЛЮДИ МИРА ПРОХОДЯТ ПЕРЕД НИМ - ПЕРЕД ТВОРЦОМ - СЛОВНО ЯГНЯТА, которых пастух поодиночке пропускает через узкий выход из хлева, пересчитывая их, чтобы отделить маасер. В оригинале использовано выражение "бней марон". Гемара дает объяснение, что это "солдаты царского воинства" или того, у кого "власть" "могущество"...

Магарша предлагает толкование: все люди проходят перед Всевышним, словно ягнята. Но это лишь сравнение. Когда много ягнят сразу проходят перед человеком, он не в состоянии увидеть всех и каждого ягнёнка в отдельности. Однако, если они идут друг за другом, по одному, то даже человек в состоянии увидеть их всех, если он смотрит  на  них сбоку. Так и Всевышний охватывает их всех одним взглядом, вникает во все их дела, и в то же самое время видит мельчайшие детали поведения каждого  из них. По этому определяется, какую долю будет иметь каждый отдельный человек.

ВЕЛИКИЙ ШОФАР ИЗРАИЛЯ И ТРУБА БОЖЬЯ

Ис. 27:13

и будет в тот день: вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме.

1Кор. 15:52

вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.

1Фесс. 4:16

потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде...

Знать голос шофара

БЛОГ РАВА БЕРГА

Рав Берг

В Библии говорится: «Похвалы достоин народ, который знает о трублении». И мы знаем, что в шофар трубят не только в Рош Ашану.

Например, когда израильтяне вошли в землю Израиля и хотели захватить город Иерихон, они трубили в шофар, и его стены пали. Также существует трубление в шофар, которое знаменует собой конец Йом Кипура.

Зоар говорит, что трубление в шофар касается не просто извлечения звука, но также сознания. Рав Шимон бар Йохай говорит, что человек, трубящий в шофар, а также те, кто слушает трубление, должны включить сознание. Слушать шофар, не сосредоточившись на намерении, это все равно что набрать номер, дозвониться до собеседника и молчать. <...>

В связи с этим рав Шимон говорит, человек должен осознавать силу каждого звука и понимать, для чего он производится, в чем его цель. Если мы не осознаем, какая энергия производится в данный момент, сам звук не выполнит задачи, даже если он будет произведен правильно и в верное время. Это как снаряд без боеголовки. Связь заключается в сознании. Знание – это связь; это то, что дает энергию.

<...>

Рав Шимон бар Йохай говорит, что человек, который дует в Шофар должен быть цельным (shalem), чтобы направить всю энергию на определенную цель.<...>

... Рош Ашана – это источник. Если мы сможем повлиять на этот день, то мы повлияем на целый год. Но если мы не знаем, в чем заключается цель, мы не подключимся к внутренней энергии инструмента под названием шофар.

(https://kabbalah.ru/topics/41)

Следуя указанию Торы, евреи собрали свое войско трубными звуками шофара. Завидя приближение столь малочисленного войска, мидьяниты уверились в своей победе.

«Мы победили их даже тогда, когда в их войске было 600 000 мужчин. Почему же они пришли к нам теперь с армией в 12 000 человек?«

Хотя силы противников были не равны, евреи чудесным образом одолели вражеское войско и убили всех мидьянитских солдат. [Большой Комментарий, глава «Матот»]

Шофар – это ГАР дэ-Бина, уровень света Хохма (мудрость), который как острый меч, отрезает эгоистическую часть от альтруистической, выбирает, отсортировывает все хорошее. После использования света Хохма там не остается ничего плохого.

... 12 000 по тысяче от каждого колена – полный уровень высшей Хохмы, свет, который все реализует, отрезая абсолютно все неисправные желания и оставляя только самые чистые. Поэтому победа здесь заранее запрограммирована. 

Если они могут собрать 12 000 людей под звуки шофара, то этим предрешают исход их связи с мидьянитами, потому что она нужна лишь для того, чтобы полностью отдалить, отрезать от себя любые контакты с ними. Это и называется смертью мидьян.

(https://www.laitman.ru/tora/178212.html)

Просто вопль, искренний вопль, рвущийся из глубины глотки, может передать гораздо больше, чем взвешенное, продуманное выступление – таков голос шофара, созвучный голосу, идущему из глубины души каждого из нас.

Не резонанс ли этих двух голосов – шофара и души – приводит в этот день в синагоги столько "наших", которые в свое время были вскормленны "пеплом великих побед", а отнюдь не рош-ашанскими яблоками в меду. Люди приходят "послушать рожок", а на самом деле, может быть, даже не осознавая этого, – для того, чтобы, не раскрывая рта, раскрыть свое сердце. Чтобы его беззвучный вопль вместе с криком тысяч других сердец слился с возносящимся к Небу звуком шофара...

Р-н Эли Коган

(https://ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/723813)

ШОФАР - КАК МНОГО В ЭТОМ ЗВУКЕ!

Рав Шломо Соболь

Рош а Шана - великий день, день коронации Вс-вышнего. В этот день мы провозглашаем, как всему миру, так и самим себе, что Вс-вышний управляет Вселенной. Творец создал мир, управляет им и ведет его к конечной цели. <...>

Шофар - единственный инструмент, не созданный руками человека. Он максимально прост, более того, его подарила нам сама природа. Мы просто берем рог барана, убираем мозговую часть и получаем Шофар. Более того, если человеку придет в голову покрыть Шофар золотом, он перестанет быть пригодным для трубления. Тора требует от нас использовать этот простейший инструмент в его первозданном виде.

Сущность шофара и особенность его звуков взывают к самой глубинной части человеческого существа и напоминает нам о том, что хотя бы в святой праздник Рош-а-Шана, когда происходит коронация Царя Царей, мы должны оставить все искусственное, что есть в нас, все мелочное и наносное и вернуться к той изначальной чистоте и святости, которая существует в сердце каждого еврея. Так, говорит царь Шломо: "Б-г содеял человека прямым, они же искали счета многочисленные" (Экклезиаст 7:29)

Целый год мы поглощены повседневной суетой. В Рош-а-Шана мы останавливаемся и возращаемся к самим себе. Б-г сотворил человека прямым! Мы берем в руки Шофар, вслушиваемся в его звуки, и они проникают в самые сокровенные части нашей души. Только тогда, внутренне очистившись, мы можем провозгласить Вс-вышнего не только Царем Вселенной, но Царем каждого из нас. (http://www.toramizion.ru/rus/blog/po-evrejskij-kalendaryu/rosh-a-shana/shofar-kak-mnogo-v-etom-zvuke)