четверг, 3 сентября 2020 г.

КАК ВО ДНИ НОЯ...

В КАКОЕ ВРЕМЯ МЫ ЖИВЕМ?

Мф. 24:37-39

но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого:

38 ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег,
39 и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого...

Давайте откроем Тору и вспомним события, предшествовавшие потопу:

Быт. 6:11

Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями (хамас).

Раши писал:

11 и извратилась (растлилась) -

Означает распутство и идолопоклонство...

и наполнилась земля злодеяниеми - 

(Это) грабительство.

Сончино

растлилась - Мудрецы видят в этом выражении указание на предельную моральную деградацию.

земля - Здесь под словом "земля" следует понимать "все живое, заселяющее землю".

пред Всесильным - Люди не скрывали своих грехов и все делали открыто. Другое понимание: "то, что делали люди, было отвратительно в глазах Всевышнего".

Талмуд, трактат Санhедрин:

Сказал раби Йоханан: "Иди и смотри, как велика сила злодеяния ['хамас']: ведь поколение потопа преступили все законы и не был вынесен приговор, пока не простерли руку свою на грабеж, как сказано: "Ибо наполнилась вся земля злодеянием из-за них" (стих 13).

Мидраш дает замечательное толкование понятию "злодеяния" ['хамас']: этот грех может, по мнению мудрецов, свести на нет любое хорошее качество, омрачить всякую участь и встать железной стеной между человеком и его Создателем.

Мидраш Шмот Раба:

Так говорил Иов: "Хоть нет злодеяния на руках моих, и молитва моя чиста" (16:17). Разве бывает нечистая молитва? Но всякий, у кого руки загрязнены грабежом, - он взывает к Святому, благословен Он, - и Тот не отвечает. Почему? Потому что молитва его нечиста, как сказано: "И сказал Бог Ноаху: конец всякой плоти настал предо мной, ибо наполнилась вся земля злодеянием из-за них". Но Иов, который трудился и который не грабил, - его молитва была чиста.

Созвучны этому мидрашу слова в молитве "Неила" в конце Дня Искупления, когда мы дважды повторяем центральную идею этого великого дня: "...чтобы мы отвели от преступлений наши руки...".

По мнению наших мудрецов в главе о потопе имеется намек и еще на один мотив, многократно повторенный и подчеркнутый в молитве "Неила": "Желаешь Ты раскаяния преступных, и не хочешь их смерти...", или словами пророка Йехезкеля из той же молитвы: "Жив Я - слово Господа Бога! Разве Я хочу смерти нечестивого? Только лишь возвращение нечестивого с пути его. И будет жить! Вернитесь, вернитесь с путей своих дурных, - и зачем вам умирать, дом Израиля?" (33:11). (Нехама Лейбович. Новые исследования книги Бытие в свете классических комментариев http://www.machanaim-2.org/machanaim//tanach/_nleybov/s053-056.htm)

12 И БЫЛ ДОЖДЬ НА ЗЕМЛЕ   

Раши комментирует этот стих:

А ниже сказано: "И был потоп" (7:17). Однако, ниспосылая на землю воды, Он [вначале] ниспослал их с милосердием: если люди раскаются, станут воды дождями благодатными. Но поскольку те не раскаялись, воды стали потопом.

Последнее предостережение не возымело действия - и тогда начался потоп, затопив их всех. (Там же)

МЫ ЖИВЕМ ВО ВРЕМЯ, ПОХОЖЕЕ НА ДНИ НОЯ!

ЧТО ТАКОЕ ХАМАС?

В самой Торе основное преступление этого поколения названо словом хамас («разбой»; см. Берешит 6:13), и комментаторы поясняют, что понятие хамас включает в себя также кражи по мелочам, при которых невозможно обратиться в суд для восстановления справедливости. Именно такой вид преступлений был особенно распространен в поколении перед потопом: этот «разбой» (хамас) совершался открыто, при свете дня, с общего согласия (Берешит раба 31:5, Нехмад лемаръэ). По определению р. Овадьи Сефорно, разбой принял тотальный характер, и люди перестали видеть в нем зло: ведь «все воровали друг у друга» (Сефорно, Берешит 6:13). А автор книги Ор Ахаим — раби Хаим ибн Атар — добавляет: «В поколении потопа воровали каждый, что мог, …а если ситуация складывалась так, что невозможно было ограбить или украсть, они прибегали к мошенничеству и обману» (Ор Ахаим, Берешит 6:13).

Вместе с тем, согласно более широкому определению, понятие хамас включает в себя не только грабеж, но и «все виды мерзостей» (Маарзо, Берешит раба 31:1) — включая идолопоклонство, кровопролитие и разврат. По свидетельству мидрашей, обитатели земли буквально «погрязли в разврате», а «разврат (знут) неизбежно приводит цивилизацию к всеобщему уничтожению» (Берешит раба 26:5, 31:6)

(https://toldot.ru/potop.html)