«Во мне два я, два полюса, два мнения,
во мне два человека, два врага…»
В. Высоцкий
В РОШ АШАНА ДУХ ДОЛЖЕН ПОБЕДИТЬ ПЛОТЬ!
Гал. 5:17
ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.
Что такое злое, дурное начало в человеке — Ецер а-Ра?
Талмуд в трактате Кидушин (30 б) говорит, что Ецер а-Ра (условный перевод на русский — «злое начало», «стремление к злу») вступает в противоборство с человеком каждый день заново. Если бы Всевышний не помогал, человек бы не мог сопротивляться…
Наши мудрецы обращают внимание, что в Торе в главе Берейшит 2, 7 слово «ва-йицер» (создал) написано с двумя буквами «йуд». Это необычное написание. Объясняют мудрецы: удвоение показывает, что Всевышний создал человека с двумя началами, добрым и дурным. Что же это за «дурное начало», заложенное в природу человека? Рав Исроэль Салантер в письме «Игерет а-Мусар» выделяет два аспекта дурного начала.
«Коах а-Гуф» — дословно «сила тела». То есть желание есть, спать, половое влечение и т.д. — так называемые «плотские удовольствия». Сюда же относится и жажда наживы.
«Коах а-Тума» — дословно «сила Нечистоты», которая толкает человека на грех, даже если грех не приносит видимого удовольствия. Например, поболтать вместо изучения Торы.
(https://toldot.ru/durnoeNachalo.html)
Проверить себя довольно просто — когда наш внутренний голос говорит «я хочу!» — это влечение тела, а когда он говорит «ты должен» — это то, что подсказывает разум. (Там же)
Цитаты из Талмуда и мудрецов о Ецер а-Ра:
Трактат Бава Батра: «Сказал Реш Лакиш: Ецер а-Ра — он же Сатан, он же Ангел Смерти».
Трактат Брахот приводит молитву, которая содержит просьбу спасти от Сатана разрушающего.
В трактате Сукка сказано, что Сатан подбивает, подговаривает к греху, и он же свидетельствует на Небесном Суде о совершенном грехе.
Гмара называет его так же «эль зар» (чужой бог, чужая сила).
Рав Овадья Сфорно приводит источник, где сказано, что Змей, соблазнивший Адама и Хаву, — и есть Сатан.
Трактат Кидушин говорит, что Ецер а-Ра выглядит для праведников горой, а для злодеев — волоском. (Там же)