пятница, 23 октября 2020 г.

КАК ВСЕ ЖИВОТНЫЕ МОГЛИ ПОМЕСТИТЬСЯ В НОЕВОМ КОВЧЕГЕ?

КАК ВСЕ ЖИВОТНЫЕ МОГЛИ ПОМЕСТИТЬСЯ В КОВЧЕГЕ?

«От всякого скота чистого возьми себе по семи (пар), самца и его самку; а от скота, который не чист, двоих, самца и его самку» (Берешит, 7:2)

Рамбан, один из величайших комментаторов Торы всех поколений, поднимает этот вопрос и пишет: то, что в ковчеге поместились все животные, а также еда для них на целый год, было чудом. Такая «разновидность» чуда называется на языке мудрецов «малое вмещало большое». В Мидраше «Ялкут Шимони» (Йеошуа, 14) приводятся примеры подобного рода чудес, которые происходили в различные времена.

Однако Рамбан не ограничивается этим утверждением. Он продолжает задавать вопросы. Если это было чудо, спрашивает Рамбан, зачем же Ноах должен был строить такой большой ковчег? Ведь достаточно было построить ковчег минимальных размеров, и он также вместил бы всех животных чудесным образом.

На это Рамбан дает два ответа.

Во-первых, говорит великий комментатор, масштабное строительство было необходимо для того, чтобы все современники Ноаха обращали внимание на происходящее, удивлялись гигантскому сооружению, рассказывали друг другу о ходе строительства и рассуждали о том, что за грехи поколения Всевышний может послать тяжелое наказание. Таким образом, современникам Ноаха была предоставлена возможность сделать тшуву.

Второй ответ на этот вопрос таков. Творец приказал Ноаху построить столь вместительный ковчег, чтобы «уменьшить» чудо. Рамбан пишет, что почти все чудеса в Торе имеют следующую «структуру»: человек делает все, что способен сделать, а остальное – в руках Небес. Поэтому Ноах должен был построить настолько большой ковчег, насколько мог, а остальное (размещение всех животных) было в руках Небес. (р. Реувен Куклин http://www.beerot.ru/ъ-недельные-главы-по-главам/берешит/ноах/беерот-ицхак-daily-25-е-тишрея-5775-как-все-живот)

Комментарий Рамбана

Мог ли ковчег Ноаха вместить всех животных?

«И из всего живого, из всякой плоти, по двое из всех ты введешь в ковчег, чтобы они остались в живых с тобой…» (Берешит, 6:19)

Известно, что разновидностей животных чрезвычайно много, и среди них есть очень крупные – такие как слоны и буйволы, и им подобные. И очень много пресмыкающихся, кишащих на земле. И также множество видов небесных птиц – нет им числа, ведь сказали наши мудрецы: «Сто двадцать видов нечистых птиц есть на востоке, и все они – подвиды коршуна, а чистым птицам нет числа». И ведь в ковчег необходимо было привести всех, чтобы они затем родили подобных себе. А если прибавить к этому пищу, которую они должны есть в течение целого года, то не вместит этого ни тот ковчег, ни десять ему подобных. Но это было чудо, когда «малое вмещало великое».

[Подобное чудесное явление упоминается и в других местах Торы. Так, указано: «длина двора (Скинии) – сто локтей», а «пространство (перед Шатром) – пятьдесят на пятьдесят локтей» (Шмот, 27:18). И на этом небольшом пространстве умещался весь народ Израиля, насчитывающий более шестисот тысяч мужчин, как сказано: «И сделал Моше так, как повелел ему Б-г, и собралась вся община у входа в Шатер Откровения» (Ваикра, 8:4). Раши поясняет, что «это один из нескольких случаев, когда малое вмещало великое (т. е. на небольшой площади чудесным образом размещалось огромное количество людей)» (Раши на Ваикра, 8:3).

И так же было в Иерусалимском Храме, куда на праздники собирался весь еврейский народ. В числе «десяти чудес, которые происходили на глазах наших предков в Храме», названо и такое: «Стояли тесно, а когда распростирались на полу для молитвы, было просторно» (Авот, 5:5; Йома, 21а). Раши отмечает, что в Храме было настолько тесно, что некоторые люди, «сжатые со всех сторон, буквально висели в воздухе, не касаясь ногами пола», – и тем не менее, когда во время молитвы Йом Кипура они падали ниц, «пространство чудесным образом расширялось, и между людьми было расстояние в четыре локтя, чтобы один не слышал видуй (исповедь) другого и не смущал его» (Раши на Йома, 21а).]

А если ты скажешь: пусть бы Ноах сделал маленькую лодку и положился бы на это чудо, <то ответ таков>: Всевышний, да будет Он благословен, повелел сделать большой ковчег для того, чтобы современники Ноаха были поражены этим кораблем и рассказывали бы друг другу о нем, и говорили бы о <предстоящем> потопе и о том, что Ноах поместит на этот корабль скот, зверей и птиц, – и может быть, они раскаются. И еще, ковчег был сделан большим, чтобы уменьшить чудо (лемаэт ба-нес), ведь так происходили все чудеса, о которых говорится в Пятикнижии и книгах пророков: человек делает все, что можно, а остальное – в руках Небес.

[Рабейну Бхайе подчеркивает: Всевышний повелел сделать ковчег из определенной породы дерева, по определенным размерам и с определенным внутренним устройством, несмотря на то, что Он мог совершить спасение вообще без ковчега – так, чтобы Ноах и его спутники прошли пешком по воде или перелетели по воздуху, – ведь Святой, благословен Он, может всё и не подчинен никаким ограничениям. Но Он требует, чтобы человек сделал все, что может сделать естественным путем, а то, что невозможно естественным путем, – дополнит чудо. И подобно этому Тора повелевает еврейским воинам выходить на бой вооруженными, и сказано: «Устрой засаду у города, позади него» (Йеошуа, 8:2), – несмотря на то, что все войны народа Израиля ведутся с помощью великих чудес» (Р. Бхайе на Берешит, 6:15).]

И не соблазнись сказать, что триста «локтей», о которых говорится в стихе, измерялись локтями Ноаха, который был огромного роста, – ведь если так, то и другие люди были огромного роста, а также и звери, и птицы в тех поколениях, до того, как потоп уничтожил мир, были огромного размера. Но это такие же «локти», о которых говорится и в других местах Торы. (http://www.beerot.ru/ъ-недельные-главы-по-главам/берешит/ноах/комментарии-рамбана-к-торе-недельн-2)