среда, 21 октября 2020 г.

О ЧЕМ НАМЕКАЕТ ШЕСТИСОТЫЙ ГОД НОЯ?

Быт. 7:11

В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый [27] день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились...

Довольно любопытный еврейский комментирий к этому стиху.

Развитие науки в преддверии эпохи Машиаха

Любавичский ребе, рабби М.М. Шнеерсон

Написано в Торе: "В шестисотый год жизни Ноаха... разверзлись все источники великой бездны и окна небесные отворились". По этому поводу говорится в книге Зогар: "И в шестьсот лет шестого тысячелетия раскроются врата мудрости свыше и источники мудрости внизу, и приготовится мир к вступлению в седьмое тысячелетие..." Здесь упомянуты два аспекта: "врата мудрости свыше" и "источники мудрости внизу" (на которые намекают слова "окна небесные" и "источники бездны"). "Мудрость свыше" означает мудрость Торы, а "мудрость внизу" – светские науки.

И на самом деле в это время произошло еще большее раскрытие мудрости Торы, а именно – ее внутренних аспектов. И на это же время приходится также начало еще большего развития светских наук.

Однако же не все тут ясно. Можно понять, каким образом раскрытие внутренних аспектов Торы является подготовкой "к вступлению в седьмое тысячелетие": поскольку с приходом Машиаха "полна будет земля знанием Б-га, как вода покрывает море", то вполне логично, что перед его приходом, в качестве подготовки, произойдет раскрытие сокровенного уровня Торы, подобное раскрытию Торы Машиаха. Но какое отношение к "вступлению в седьмое тысячелетие" имеют научные открытия и научный прогресс?

Кроме того, поскольку в Зогар эти две идеи упоминаются вместе, то между ними, очевидно, существует связь. То, что в вышеуказанное время началось новое раскрытие мудрости Торы как подготовка к приходу Машиаха, явилось в свою очередь причиной нового развития светских наук. Но необходимо понять, в чем же может заключаться связь между ними, ведь научная мудрость неизмеримо ниже по уровню ("внизу"), чем мудрость Торы ("свыше") и в особенности, если речь идет о ее внутренних аспектах.

Как сказано в Мидраше, весь мир и все, что его наполняет, был сотворен "ради Торы и ради Израиля". И "все, что создал Всевышний в мире своем, – создал Он во славу Себе". Поэтому наивысшее предназначение каждой сотворенной вещи заключается в том, чтобы она была использована евреем для служения Творцу. То же самое относится и к светским наукам. Их развитие было предназначено для того, чтобы, как сказано в книге Тания , "использовать их для служения Б-гу или для изучения Его Торы" (однако, поскольку разум не всякого человека способен на такое, Алтер Ребе далее пишет в Тании: "И в этом причина того, что Рамбам, Рамбан и иже с ними занимались светскими науками", – то есть это является уделом особых людей из разряда вышеназванных, тот же, кто не относится к этому разряду, наоборот "оскверняет силы интеллекта – Мудрость, Понимание и Знание – своей Б-жественной души") (https://ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/1317703)