среда, 21 октября 2020 г.

ВАЖНЫЕ НАМЕКИ В НОЕВОМ КОВЧЕГЕ

КОНЕЦ ВСЯКОЙ ПЛОТИ И СЛАВЫ

Быт. 6:13

И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли.

Есть интересный еврейский комментирий Йорама Лемельмана к этому стиху:

Первое, «кец коль басар ба лефанай» - «конец всякой плоти пришел предо Мною». Мы знаем, что слово «басар» одновременно имеет значение «достоинство, слава». Поскольку нравы извратились, дальнейшее бытие мира обессмыслилось. Их надо лишить самостоятельности действий и простора активности. И это есть ремез слов «кец коль басар». Вс-вышний кладет конец самой идее басара – «славного дела», когда человек преодолевает трудности, экспериментирует, и, наконец, находит выход. В данном случае ни о каком выходе не может быть и речи: его не ищут, все извратилось, и поэтому «кец коль басар». По пшату имеется в виду конец всякой плоти, по ремезу – конец всякой самодеятельности, всякой возможности славного самоутверждения, всякому полю деятельности. (m.breslev.co.il/russian)

ЧТО НАМЕКАЛО НА ИСКУПЛЕНИЕ В НОЕВОМ КОВЧЕГЕ?

Быт. 6:14

... и осмоли его смолою внутри и снаружи.

Далее: «ве кафарта ота мибаит умихуц бакофер». «Кофер», это смола, но это слово также имеет значение «выкуп». Йом Кипур того же корня, искупление - «капара». Поэтому здесь намек на слово выкуп. «Если ты это сделаешь, тогда ты выступишь в роли искупителя, ради тебя, твоей любви к ним и молитвы о них будут искупаемы их грехи». Речь идет об окружающих тебя грешниках, символом которых будут опекаемые тобою животные. Это будет роль не только праведника Ноаха, но и всех его потомков. Людей пока есть всего одна семья, и на их попечении здесь «твари меньшие», те, кто от их заботы зависят, кто не может сам справиться. Вот тогда ты «кафарта ота ба кофер», искупишь искуплением своим. Просто молиться о ком-то можно и формально, грамотно сказать несколько слов. Молитва хороша тогда, когда она сопровождается сердечным порывом, если что-то есть внутри, в сердце. Сильная эмоция - она доносит молитву, а не просто слова сами по себе.  Необходимо было именно так, чтобы он с ними сроднился. Цадик, праведник должен сродниться с теми, кто идет за ним. И каждый человек на своем месте, пусть и не праведник в высшем смысле, но у которого есть кто-то, с кем он связан, кто от него зависит, должен с ними сродниться и тогда только он может по-настоящему за них молиться.

Далее, «мибаит умихуц». Почему сказано изнутри («из дома») и снаружи? По пшату понятно, обмажь снаружи и изнутри, а как в смысле искупления? Баит символизирует мысли человека, а михуц - это его дела. То есть, ты должен искупать и мысли человека, то, что у него внутри, в голове, «в доме», и его дела, то, как он реализуется снаружи. И то, и то надо искупать тому, кто ведет, ведущему. (Йорам Лемельман m.breslev.co.il)

ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ КОВЧЕГА

Быт. 6:16

... и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье [жилье].

И последнее, «уфетах hа-тева бецида тасим» - а вход в Ковчег сделай сбоку. По ремезу «петах hа-тева» - начало молитвы. «А начало молитвы помести среди того, что её преследует». Это тоже из раби Нахмана. «Цида» это «её сторона», но одновременно также может быть прочитано как «цейда» от слова «цаид», преследование, охота. «Цейда» это то, что преследует, охотится.  То, что тебя и твою молитву преследует, то, что враждебно ей, сделай так, чтобы начало твоей молитвы было среди этого. Не в стороне, а именно среди этого. То есть, обрати своё сердце к тем, кто наиболее враждебен твоему пути. И тогда ты откроешь и кому-то из них вход в мир твоей молитвы. Твоя молитва, твой внутренний настрой не должны игнорировать то тяжелое, то злое, что вокруг тебя.

И для того, чтобы на всем этом поставить точку, чтобы подтвердить эту несколько неожиданную точку зрения, дается ремез последних нескольких слов, «тахтиим шниим ушлишим таасеhа» - сделай её трехъярусной. Она, то есть тева, твоя молитва, должна быть обращена лицом ко всем. В ней должно быть место людям, которые идут за тобой и у которых есть отдельные погрешности. Это верхний ярус. Следующий, средний ярус, это люди, сбившиеся с пути. А нижний ярус, который назван «тахтиим», и куда, как дается в комментариях, сбрасывают зевель, нечистоты - это совсем уже падшие, заблудшие, и к ним тоже должна быть обращена лицом молитва. Речь идет, конечно, о праведнике поколения, в данном случае о Ноахе. Понятно, что человек менее высокого уровня не может быть настолько всеохватывающим. Но праведник поколения не должен сбрасывать со счетов даже тех, кого смело можно назвать словом «зевель». «Тахтиим», нижние, «шеол тахтит», нижние круги ада - даже за них праведник должен стараться по возможности взять на себя какую-то ответственность. (Там же)