суббота, 1 августа 2020 г.

Илия и Ахав

ИЛИЯ БЕЖАЛ ПЕРЕД АХАВОМ ПРИМЕРНО 20 КМ!

«И была на Илии рука Господня. Он опоясал чресла свои и бежал пред Ахавом до самого Изрееля.» (3 Цар. 18:46)

Специалисты оценивают расстояние от горы Кармель до Изреэля примерно в 20 километров. Поэтому понятно, что Рука Всевышнего была с Элийаhу, так как без чуда он не смог бы пробежать такое расстояние перед колесницей.

Мы видим здесь прежде всего поразительное изменение отношения Элийаhу к Ахаву по сравнению с их первой и второй встречей. Раньше он Ахава никак не рассматривал, как партнера в диалоге, и не относился к нему, как к человеку, а только, как к преступнику. А теперь он посылает предупредить его запрягать, чтобы его дождь не застал; и он бежит перед ним, оказывая ему царские почести. Обычно важный человек имеет людей, слуг, которые будут бежать перед колесницей, и царю тем более это полагается.<...> Элийяhу бежал
перед колесницей Ахава не потому, что у Ахава не осталось слуг, а, наверное, для того, чтобы оказать ему особые почести: ведь это сам пророк Элийаhу бежит! (Могут быть разные предположения относительно такого отношения к Ахаву, в том числе можно подумать и так, что Элийаhу опасался государственного переворота в этих условиях.)

Классический мидраш дает такой ответ. Он говорит, что до тех пор, пока Ахав поддерживал поклонение Баалу, и все страшные преступления своей жены, Элийаhу не желал его признавать, и он не годился быть царем в Израиле. После того, как Ахав санкционировал все, что сделал Элийаhу, а он ведь худого ничего не сказал ему по поводу того, что Элийаhу устроил этот конкурс, и перебил всех пророков Баала. Так вот, после этого Элийаhу решил, что Ахав заслужил почести, он себя показал, как царь: он своим присутствием санкционировал
борьбу против культа Баала. И мы видим, что образ Ахава перестает быть однозначным. На самом деле что-то человеческое в нем появилось уже тогда, когда он вдвоем с Овадьйаhу идет на поиски травы для скота. Даже, если это была рациональная вещь, даже если ему не жалко скота, а он заботится о том, чтобы скот не вымер весь, все равно, царь, который сам идет и экономит силы и энергию и никого не берет с собой, безусловно, проявляет какие-то очень незаурядные человеческие качества. Ахав не был личностью однолинейной,
и он будет еще открываться перед нами разными сторонами. Он все равно страшный злодей, не имеющий места в Грядущем мире, но он не так однозначен. И поскольку он сейчас повернулся стороной, которую Элийаhу уважает, он считает правильным отдать ему долг, и воздать ему почести. (Д-р Зеев Дашевский. Лекции по Книге Царств http://machanaim.org/tanach/_da_ml/ml_49.htm#v4)