среда, 5 августа 2020 г.

ПОЧЕМУ ИАФЕТ В ШАТРАХ ШЕМА?

Быт. 9:27

да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему.

ГРЕЧЕСКАЯ КРАСОТА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВМЕСТЕ С ЕВРЕЙСКОЙ МУДРОСТЬЮ!

Слово йефет может также обозначать "красоту". Мудрецы всегда видели в красоте высокую духовную силу и испытывали желание, чтобы она служила раскрытию Присутствия. Многие из них мечтали о том, чтобы красота Греции, которая вобрала в себя благословение Йефета, стала бы красотой Храма и силой Торы. (Сончино)

Яфет в шатрах Шема [↑]

Красота, йофи, была дана в удел Йефету: «Да расширит Вс-вышний возможности Яфета, да будет он обитать в шатрах Шема» (Берешит, 9:27). Так благословил Ноах своего старшего сына. Но благословение красотой дается при условии, что Яфет «будет обитать в шатрах Шема». Имя Яфет имеет тот же корень, что и слово яфэ, то есть — «красивый». Четвертым сыном Яфета был Яван, давший начало всей «ориентированной на красоту» греческой культуре.

Еврейский народ — потомок Шема. Шем на иврите означает «имя». В святом языке имя определяет сущность, связывает с духовным корнем. Яфет, красота, искусство находит подобающее место в схеме вещей, когда «обитает в шатрах Шема», то есть когда выражает сущность, раскрывает истину существования. Истина — это и есть Красота, но красота может быть и неистинной. Если Яфет покидает шатры Торы, оставляет мир сущности, мир Шема, и концентрируется на самом себе, искусство становится извращенным и извращающим.

Красота и безобразие 

Еврейский народ, потомки Шема, провозглашают миру, что ум человека не в состоянии ни постичь, ни ограничить Вс-вышнего. Творец не сидит в человеческом шатре. С еврейской точки зрения, красота указывает на реальность за пределами человеческого сознания.

Слово уродливый (на иврите — ахур) означает также «светонепроницаемый», «темный». Все, что скрывает внутреннюю сущность — безобразно, каким бы красивым они ни казалось. Ничто не может быть по-настоящему красиво, если не выражает сущность.

Тьма в еврейской традиции всегда связана с обманом, она скрывает от человека истину и заставляет его принимать доброе за дурное и дурное за доброе. И телесная красота, оторванная от духовного, — это обман. Поэтому греческую культуру, основанную исключительно на стремлении к телесной красоте, еврейские мудрецы называют «тьмой». (https://toldot.ru/krasota.html)

Составляющие единую пару "святого" и "будничного", Шем и Яфет - вместе образуют "тагор" - чистое, которому противостоит Хам как "тума", как нечистое. (Арье Барац http://www.machanaim-2.org/machanaim//tanach/_weekly/ba_noah.htm)

Яван — сын Яфета 

Читаем в главе «Ноах» книги Берешит: «И вот порожденные сынами Ноаха, Шемом, Хамом и Яфетом. И родились у них сыновья после потопа. Сыны Яфета: Гомер и Магог, и Мадай, и Йаван и Тувал, и Мешех и Тирас».

Яван — так на современном иврите называется Греция — это четвертый сын Яфета, ставший прародителем греков.

Древняя Греция — это родина «Иллиады» и «Одиссеи», Пифагора, Демокрита, Сократа, Платона и Аристотеля. Наука, философия, музыка, литература, искусство, театр, архитектура — греки в античный период создали базу для всей ныне существующей западной культуры.

Рав Ашер Синклер объясняет, почему же греки достигли вершин. Источник их «успеха» — стих Торы: «Да расширит Вс-вышний возможности Яфета, да будет он обитать в шатрах Шема» (Берешит, 9:27). Так благословил Ноах своего сына Яфета. Но благословение красотой («яфэ» на иврите — «красивый») дается при условии, что Яфет «будет обитать в шатрах Шема» (а от Шема (Сима) произошел еврейский народ).

Если Яфет покидает шатры Торы, оставляет мир сущности, мир Шема, и концентрируется на самом себе, искусство становится извращенным и извращающим, что и произошло в Древней Греции.

- - -

Понятие «эллинизм» происходит от слова Эллада — Греция. Эллинизм — это мировоззрение и культура Древней Греции, особенностями которых были культ физической силы и красоты, вера в абсолютность человеческого разума, отрицание любых этических норм и ограничений. Греки стремились эллинизировать все народы, и, в некоторой степени, они достигли успеха и в Иудее. Но Маккавеи (Хашмонаим) восстали против насильственной эллинизации, освободили и очистили оскверненный греками Храм и вновь зажгли там семисвечник (Менору). В честь этого события мудрецы установили праздник Ханука. Но актуальность глубинного противоречия иудаизма и эллинизма не потерялась и сегодня (toldot.ru).