пятница, 28 августа 2020 г.

КИ ТЕЦЕ. ТАЙНА ЗАПОВЕДИ О ПТИЧЬЕМ ГНЕЗДЕ

Втор. 22:6-7

Если попадется тебе на дороге птичье гнездо на каком-либо дереве или на земле, с птенцами или яйцами, и мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми:
мать пусти, а детей возьми себе, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои.

Птенцы в Писании сравниваются с Израилем:

Ос. 11:11
встрепенутся из Египта, как птицы, и из земли Ассирийской, как голуби, и вселю их в домы их, говорит Господь.

Потому взять птенцов в аллегорическом смысле - это вывести Израиль из галута (мест рассеяния). И из духовной тьмы тоже! Йешуа а-Машиах выводит всех верующих в Него из тьмы и мрака!

Ефрем Сирин

... потому что матерь, оставленная в живых, может иметь других птенцов. Но если оставишь птенцов, взяв матерь их; то они умрут злою смертью. А если возьмешь и матерь и птенцов; то землю свою лишишь птиц. Закон предписывает иметь любовь и к птицам, какой же любви требует он от тебя к человеку?

Сончино

Обязанность отпустить птицу, сидящую на яйцах или выкармливающую птенцов

Это правило не распространяется на домашних птиц, выращиваемых специально для несения яиц и выведения птенцов, оно относится только к диким птицам. Многие законы, которые, на первый взгляд, могут быть объяснены с рациональной точки зрения, на самом деле имеют мистическое значение. Обязанность отпустить птицу, находящуюся около гнезда с яйцами или птенцами - один из самых ярких примеров того, как за кажущейся простотой закона скрывается глубокий смысл. В самом деле, можно предположить, что этот закон направлен на то, чтобы развить у человека чувство доброты и благородства, и поэтому Тора запрещает пользоваться природным материнским чувством птицы, побуждающим ее защищать своих птенцов. Но почему же тогда не запретить брать и птенцов? Указание на то, что этот закон не может быть объяснен исключительно как способ воспитания человека, приводится в Талмуде: Если человек добавляет к словам молитвы и, например, говорит: "Как велика милость Твоя - и птицу, сидящую в гнезде, не оставляет она", - прерывают его. Почему? Раби Ханина бен Доса разъясняет: "Этот человек заявляет о том, что Всевышний проявляет Себя в мире исключительно по мере милости. Но ведь это не так. Есть в Его постановлениях и то, что выходит за пределы человеческого понимания". Другого мнения придерживается Рамбам: "Чаще всего яйца, на которых сидит птица, и птенцы, выкармливаемые ею, не пригодны для употребления в пищу. Тора обязывает отослать птицу, чтобы она не видела, как берут ее птенцов. Следовательно, эта заповедь направлена на то, чтобы человек оставил нетронутым все гнездо. Аналогичный закон Тора приняла и в отношении скота (см. Ваикра, 22:28). Поэтому следует сделать вывод: если Тора призывает не причинять горя животным и птицам, то насколько же мы должны быть осторожны, чтобы не доставлять огорчения своим ближним". В самом тексте Торы можно увидеть подтверждение мнения Рамбама: за выполнение обязанности отослать птицу, сидящую в гнезде, обещано благополучие и долголетие. В тех же самых выражениях Тора обещает благополучие и долголетие за исполнение пятой из Десяти заповедей, начертанных на скрижалях, - уважение к родителям. Таким образом, человек, научившийся выполнять призыв Торы бесконечно внимательно и бережно относиться к родителям и к их чувствам, проявит эти благородные качества и по отношению к природе. Уважение к тем, кто дает жизнь (прежде всего к собственным родителям), и забота о поддержании существования своих потомков помогает испытывать благодарность к Творцу, источнику всех жизненных сил, и становится для человека залогом продолжительности его собственной жизни в благополучии и радости (см. Дварим, 25:4).

МЕССИАНСКОЕ ДОПОЛНЕНИЕ К НЕДЕЛЬНОЙ ГЛАВЕ КИ ТЕЦЕ

У Исайи мы читаем:

Ис. 31:5

Как птицы – птенцов, так Господь Саваоф покроет Иерусалим, защитит и избавит, пощадит и спасет.

КАК БОГ ЛЮБИТ ИЗРАИЛЬ! ИСАЙЯ ПРОРОЧЕСТВУЕТ О ТОМ, ЧТО ГОСПОДЬ:

1) ПОКРОЕТ ИЕРУСАЛИМ;
2) ЗАЩИТИТ ЕГО;
3) ИЗБАВИТ ЕГО;
4) ПОЩАДИТ;
5) СПАСЕТ

Мессия говорит о любви к Израилю и также приводит параллель с заботой птицы о птенцах:

Матф. 23:37

Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!

И дальше Он говорит:

Се, оставляется вам дом ваш пуст.

Как это понять "оставляется вам ваш дом пуст"? Это отвержение Израиля? Нет.

Рим. 11:1

Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.

Мессия говорил о разрушении Храма, а не об отвержении Израиля! И дальше:

39 Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!

Лука пишет аналогично Матфею, но у него есть важная фраза "пока не придет время":

Лк. 13:35
Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне!

Это время приближается, когда Израиль воззрит на Мессию:

Зах. 12:10

А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него (дословно: Меня), Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце.