четверг, 6 августа 2020 г.

АПОСТОЛЬСКАЯ ОБЩИНА И ИУДЕЙСКОЕ БЛАГОЧЕСТИЕ

"Маленькая секта внутри иудейства - так поверхностно можно определить положение христиан в Иерусалиме в первые годы." "... первая иерусалимская община не только не отделяет себя от иудейства, но и в своей собственной жизни всецело сохраняет еврейский религиозный уклад. Из Деяний мы видим, что Апостолы соблюдают установленные часы молитвы и все ритуальные предписания о пище, что христиане «каждый день единодушно пребывают в храме» (2, 46)..." (Александр Шмеман. Исторический путь Православия http://krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_01.html#1)

Апостольская община в Иерусалиме, как пишет М. Поснов в "Истории Христианской Церкви", "протекала в формах или рамках иудейского благочестия" (Ср. Евсевий, Ц.И. 2, 23), с впервые упоминаемыми пресвитерами (Деян. 11.30; 15.2-4), часто бывшими из уверовавших фарисеев (15.5). Не только иерусалимская община, но все вообще иудео-христианские общины в Палестине стали под руководство Иакова, жившего надеждою на обращение ко Христу всего еврейского народа." (Поснов М.Э. История Христианской Церкви. Брюссель, 1964, с. 73) 

Аналогичный вывод приводит еврейский историк Гедалия Аллон: "На протяжении последних десятилетий эпохи Второго храма возникла другая группа... христиане. Это движение возникло и поначалу существовало в лоне иудаизма." (Гедалия Аллон. История евреев Эрец-Исраэль в талмудическую эпоху. Иерусалим: Библиотека-алия, 1994, с. 55)

ДО ВОССТАНИЯ БАР-КОХБЫ ВСЕ 15 ЕПИСКОПОВ В ИЕРУСАЛИМЕ БЫЛИ ЕВРЕИ, И ВСЯ ЦЕРКОВЬ У НИХ СОСТОЯЛА ИЗ УВЕРОВАВШИХ ЕВРЕЕВ

"Списка иерусалимских епископов, указывавшего бы время их служения, я нигде не нашел (говорят, правда, что они были недолговечны). (2) Из письменных источников я только узнал, что до осады Иерусалима Адрианом их было пятнадцать, преемственно сменявших друг друга, что все они были исконными евреями и Христово учение приняли искренне, так что люди, которые могли об этом судить, сочли их достойными епископского служения. Вся Церковь у них состояла из уверовавших евреев, начиная от апостолов и до тех, кто дожил до той осады, когда иудеи, опять отпавшие от римлян, были разбиты в нелегкой борьбе. 

 (3) Так как с этого времени епископов из обрезанных больше не было, то следует перечислить их, начиная с первого. Первым был Иаков, именуемый братом Господним; вторым — Симеон, третьим — Иуст, Закхей — четвертым, пятым — Товия, шестым — Вениамин, Иоанн — седьмым, восьмым — Матфий, девятым — Филипп, десятым — Сенека, одиннадцатым — Иуст, двенадцатым — Левий, тринадцатым — Ефрем, четырнадцатым — Иосиф, последним, пятнадцатым — Иуда. (4) Столько было в Иерусалиме епископов, от апостолов и до нынешнего времени; вес они из обрезанных." (Евсевий Кесарийский. Церковная история в 10 кн. Книга 4, гл.5 http://www.vehi.net/istoriya/cerkov/pamfil/cerkovist/history.html)

Это продолжалось до восстания Бар-Кохбы (нач. 2-го в.) Затем, "по законодательному решению и распоряжению Адриана, всему народу запрещено было с того времени ногой ступать на землю в окрестностях Иерусалима; не разрешалось даже издали взглянуть на родные места. Это пишет Аристон из Пеллы. 

 (14) Так пришел в запустение город иудеев; никого не оставалось из старых жителей, и его заселил чужой народ; здесь возник потом римский город с другим именем: его назвали Элией в честь императора Элия Адриана. Тамошняя Церковь составилась тоже из язычников, и первым после епископов из обрезанных принял служение в ней Марк." (Там же, гл.6)