четверг, 20 августа 2020 г.

ЕВРЕЙСКИЙ ВЗГЛЯД НА РЕЧЬ

Внутренняя суть лашон-ара 

Хотя большинство евреев в целом знают, что Тора запрещает лашон-ара, и это знание существовало еще с древности, разрушительная сила «злого языка» не ослабевала на протяжении всех веков, маскируясь под сравнительно безобидной личиной «неисправимой природы человека». Аспекты человеческой природы, которые его питают, — это высокомерие, злоба, зависть, критический настрой и негативный взгляд на мир. Все они заряжают человека негативной энергией лашон-ара.

И наоборот, когда ищешь источник добрых и мягких слов, обнаруживаешь, что они порождаются самыми чистыми, благородными аспектами человеческой личности: философским принятием жизни, готовностью избежать ненужных конфликтов, уважением к образу Вс-вышнего в других людях, вниманием к их лучшим качествам и любовью.

Неслучайно в книге «Ховот а-Левавот» сказано: «Уста — это перо, которым пишет сердце». Наши уста выражают то, что скрыто в сердце. Если уста истекают желчью, значит, они берут ее из сердца, которое эту желчь вырабатывает.

... в главе Ноах сказано (Берейшит 7, 8): «Из скота чистого и от скота, который не чист…». Этот стих мог бы звучать более лаконично: «Из скота чистого и скверного (тамэ)». Однако, чтобы не употреблять слово с грубым оттенком, Тора использует выражение, буквально означающее «который не является чистым» (ашер эйнена теора).

... Стоит кому-нибудь, войдя в комнату, сказать несколько резких слов, и все присутствующие ощутят прилив раздражения и неприязни, обстановка обострится. Несколько небрежных слов в разговоре друзей могут навсегда изменить атмосферу их отношений. Одно пренебрежительное замечание о человеке способно создать в умах слушателей негативный образ.

... Если человек желает быть счастливым в этом мире, ему, прежде всего, стоит обратить внимание на слова, которые выходят из его уст. Сказано Псалмах (34, 12-13): «Придите, сыновья, слушайте меня… Человек, желающий жизни, любящий долголетие, чтобы видеть добро, — стереги язык свой от зла и уста свои — от лживых слов».

... Связь между мыслью и речью можно «мобилизовать», чтобы изменить представление о тех людях, с которыми мы общаемся. Постоянное высказывание похвал в адрес мужа или жены, детей, близких обострит чувствительность хвалящего к достоинствам хвалимого, и со временем он сам все больше и больше будет верить в то, что сам говорит. Мы замечаем это и в обратной ситуации: когда человек порочит другого и делает это на постоянной основе, даже если вначале эти слова говорились просто так, и говорящий сам в них не верил, со временем он сам ощутит их воздействие и станет видеть другого человека с негативной стороны.

Как говорить? 

Что говорить — очень важно, но не менее важно и то, в какую форму мы облекаем наши речи. Со всеми надо говорить вежливо и дружески — этому нас учит сама Тора. Вот, например, читаем, что Яаков в конце пути к Лавану встретил пастухов: «И Яаков спросил: откуда вы, братья? и сказали: мы из Харана (Берешит, 29:4)». Р. Нафтали Цви Берлин пишет, что так вежливо и дружественно Яаков говорил с каждым. Поэтому и назвал этих пастухов «братья» (АЭмек давар).

Перед встречей с человеком хорошо бы справиться о его семье и благополучии, как это сделал Яаков: «Он сказал им: знаете ли вы Лавана, сына Нахора? И сказали: знаем. А он спросил: у него все хорошо?» (Берешит, 29:5, 6).

Яаков справился о благополучии Лавана до встречи с ним, потому что надо по-разному приветствовать хозяина, в зависимости от того, радостен тот или печален (Сфорно). И хорошо узнать заранее о семье хозяина: не разведен ли он, или бездетен, чтобы не сказать то, что может ранить.

Великий еврейский мудрец Рамбан писал в своем знаменитом письме-наставлении сыну: «Приучи себя говорить мягко со всеми людьми и в любое время, и этим ты избежишь гнева — дурной черты, приводящей человека к греху… А когда ты удалишься от гнева, в твое сердце проникнет смирение — наилучшее из всех человеческих качеств…»

(https://toldot.ru/Rech.html)

УСТА НЕВЕСТЫ ХРИСТА

П. Песней 4:3:

«Как лента алая губы твои, и уста твои любезны; как половинки гранатового яблока — ланиты твои под кудрями твоими».

Первая отличительная черта Невесты — Её уста: «Как лента алая губы твои, и уста твои любезны». Слово «алая» указывает на освящение через кровь Иисуса. Кровь коснулась уст. И как результат этого — любезные уста. Заметим, что лицо скрыто под кудрями, «как половинки гранатового яблока — ланиты твои», но они под кудрями, т.е. сокрыты, под завесой. Таким образом, сокрытое внутри сердца выражается словами. Все прелести сокрыты от глаз, но они проявляются (обнаруживаются) в красоте слов, изливающихся изнутри, как бы сквозь завесу. Голос — это самое очевидное. Вот ещё отрывок из Песни Песней 4:11:

«Сотовый мед каплет из уст твоих, невеста; мёд и молоко под языком твоим, и благоухание одежды твоей подобно благоуханию Ливана!»

Отметим два отличительных слова, используемых при описании языка Невесты: «мед и молоко». Они также характеризуют Обетованную Землю. Прелести обетованной Земли просматриваются и в Невесте — главным образом, в её языке и в устах. Сокровенная красота Невесты, переполняя её изнутри, изливается благоуханием через красоту её уст. Чёткие очертания Невесты не видны, они сокрыты, но её голос и благоухание, пронизывающие её, отражаются в красоте её уст. Её губы, как алая лента, и уста её любезны." (Дерек Принс http://logoslib.com/content/view/205/43)