понедельник, 27 августа 2018 г.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЧЕТЫРЕХБУКВЕННОЕ ИМЯ БОГА?

יהוה Знаете ли Вы, как имя Бога? Это Четырехбуквенное Имя Бога. Оно состоит из букв י (йуд), ה (hей), ו (вав), и ה ("hей"). Почему Бог открылся с этим именем Моисею? Что оно означает?
 
«И говорил Бог Моше и сказал ему: Я Господь. Являлся Я Аврааму, Ицхаку и Яакову с [именем] "Бог Всемогущий", а с именем [Моим] "Господь" не открылся им;» (Исх. 6:2-3)
 
Как понять эти стихи Торы? Разве праотцы еврейского народа не знали об этом имени Всевышнего? Конечно, знали. Бог сказал Аврааму: «И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение.» (Быт. 15:7)

Бог сказал Яакову: «И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Ицхака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему;» (Быт. 28:13)

Как же тогда понять слова, сказанные Моше?

Как считает автор "Акедат Ицхак", "... не о произнесении имени говорится, а о знании Его тайны."

"Г-сподь дал праотцам ряд обещаний, пообещал, что земля станет достоянием их потомков, но час выполнения обещаний еще не пробил. Это значит, что он не открывался отцам со стороны своего качества: "верен обетованиям своим", обозначаемого четырехбуквенным именем. Именно об этом предельно лаконично говорит Раши в своем комментарии на слова "под именем Моим "Г-сподь" не открывался им":

"Не открывал" здесь не написано, а написано "не открывался" – им не была известна Моя правдивость, из-за которой Я именуюсь Г-сподом, держащим свое слово, ибо Я обещал, но не исполнил." (Нехама Лейбович. Комментарии к Торе http://www.jafi.org.il/education/russian/leibov/_nleibs/vaera_2_s.html#s1)

Иудейские исследователи подтверждают это следующими стихами:

«Посему, вот Я покажу им ныне, покажу им руку Мою и могущество Мое, и узнают, что имя Мое - Господь.» (Иер. 16:21)

«Но Я поступил ради имени Моего, чтобы оно не хулилось перед народами, среди которых находились они и перед глазами которых Я открыл Себя им, чтобы вывести их из земли Египетской.» (Иез. 20:9)
 

Интересное объяснение дал Рамбан. Он объяняет разницу между руководством миром без изменения естественного порядка вещей в мире и со сверхестественными явлениями, нарушающими законы природы: "Это имя, под которым Он явился отцам, означает, что правит Он небесным сонмом, совершая им великие чудеса, не нарушая порядок вещей в мире: во время голода спасает их от смерти (Рамбан имеет в виду Ицхака в Граре, который собрал в сто раз больше зерна, чем посеял, и Яакова, у которого Йосеф спустился в Египет, чтобы "сохранить вашу жизнь для великого спасения", и все это без нарушения законов природы), а на войне – от меча (несомненно, имеется в виду Авраhам, воевавший с царями), дает им богатство, почет и всевозможные блага."

"И вот, Б-г сказал Моше: Я явил отцам силу руки Моей, которой я помогаю избранникам Моим (без изменения законов природы), но под именем "Г-спода", которым созидается все сущее, Я им не был известен, ибо не творил для них неслыханные чудеса, изменяя порождения (законы природы), и посему скажи сынам Израиля: "Я – Г-сподь". И сообщи им на этот раз великое имя, ибо с его помощью Я сотворю для них небывалое, и узнают, что "Я – Г-сподь, создающий все это" (Иешаяhу 45:7)." (Нехама Лейбович. Комментарии к Торе http://www.jafi.org.il/education/russian/leibov/_nleibs/vaera_2_s.html#s1)

А вот что пишет р. Йеhуда hалеви в книге Кузари, 2:2: "Сказав: "И являлся Я Авраhаму, Ицхаку и Яакову Б-гом Вседержителем", – он имел в виду, что являл могущество и несокрушимость, как сказано (Теhилим 105:14): "Не позволял человеку грабить их и карал за них царей", – но не творил для них чудес, как творил для Моше. Поэтому сказал: "Но под именем "Г-сподь" не открывался им". И совершил для Моше и Израиля то, что не оставляло сомнения в душах – сотворивший мир, сотворил и эти явления, эти небывалые и очевидные чудеса: египетские казни, разделение Красного моря, манну небесную, облачный столп и многое иное. И не потому, что они превосходили Авраhама, Ицхака и Яакова, а потому, что их было много, и в сердцах их жило сомнение. А отцы обладали совершенной верой и чистотой сердца, и если бы с ними всю жизнь происходили одни лишь несчастья, все равно их вера в Б-га не ослабела бы, и они не нуждались бы во всем этом." (Там же)

Эта же мысль – в комментарии Сончино: 
 
«2«Я – Бог» - Досл. "Я - Ад-най". В данном случае Всевышний подчеркивает, что Его имя Ад-най, не для того, чтобы сообщить Моше известное ему сочетание букв, а для того, чтобы объяснить, что исполнение обещания связано с самой сущностью Творца, давшего это обещание. "Я - Бог" означает "Я Тот, Кто обладает мощью исполнить любое обещание. Я обещал освобождение - и Я исполню то, что обещал. Я могу это сделать, и Израиль узнает, что Я - Бог. И даже фараон, который недавно заявил: "Я не знаю Всевышнего", - признает Творца". Аналогичным образом комментирует Раши: "Всевышний говорит Моше: "Я не посылал тебя напрасно, как ты жалуешься. Ты был послан для того, чтобы Я исполнил обещание, данное праотцам". Выражение "Я - Бог" часто употребляется, когда речь идет о даруемых наградах или наказаниях за дела людские".

3. «в образе Всемогущего» - Букв. "как Бог Всемогущий" (см. Брейшит, 17:1). Здесь не идет речь о том, чтобы заменить одно имя на другое. Новое раскрытие приведет к тому, что будет осмыслено и осознано новое имя Всевышнего.

«но Своей Божественной сущности Я им не открывал» - Досл. "а именем Моим "Ад-най" не открылся им". Праотцы хорошо знали это имя и обращались ко Всевышнему в молитвах, пользуясь этим именем. Однако они не могли осознать его полностью, так как не были свидетелями того, как Всевышний проявляет Себя в мире соответственно этому имени. Четырехбуквенное имя предполагает проявление всеобщности и глобальности, выявления взаимосвязи всех элементов Творения во всем мире. Праотцы были свидетелями чудес… Однако они не дожили до того момента, когда Всевышний воздействовал на весь мир, на все элементы Творения, раскрыл всем народам Свою силу и мощь, как это произошло при исходе из Египта. Чем сильнее раскрытие, тем очевидней становится мера милости Всевышнего, проявляемая Им по отношению к избранному Им народу. Поэтому четырехбуквенное имя связано также с проявлением меры милости по отношению к сынам Израиля. Праотцы, призванные заложить основы будущего преобразования мира, не увидели начала проявления Всевышнего в соответствии с этим именем: глобального раскрытия Божественного Присутствия во всем мире, которое проявляется как милость по отношению к сынам Израиля, связанных союзом со Всевышним, и как наказание всем тем, кто не хотел признать Всевышнего и противился Его раскрытию в мире. Потомки Авраhама, Ицхака и Яакова смогут осознать это имя, ибо станут свидетелями раскрытия Божественного Присутствия в мире, соответствующего по своей силе четырехбуквенному имени.» (Сончино http://machanaim.org/tanach/b-shemot/indb02_1.htm)
 
И еще один комментарий – из Толковой Библии Лопухина: «Явившийся Моисею Господь есть тот самый Бог Всемогущий (El-Schaddai), Который открывался патриархам (Быт 17:135:11) и если Сущий всегда Себе равен и неизменен, то Он исполнит данные El-Schadda'ем (Всемогущим) обещания. Последний «поставил с патриархами завет, чтобы отдать им землю Ханаанскую» (Быт 17:826:335:11–12), а, тождественный с ним Всевышний приведет его в исполнение.
 
Тождество Сущего с Всемогущим Господом (El-Schaddа'ем) ручается за выполнение трех обетований; избавления от рабства египетского (6; ср. Быт 15:14), избрания евреев в народ Божий (7; ср. Быт 17:7–8; ср. Втор 4:207:6) и дарования им земли обетованной (8; ср. Быт 17:826:328:1335:12). Ввиду всего этого Моисей и народ не должны падать духом. Если в результате избавления они опытом узнают, что Господь — их Бог, то и теперь при предсказании предстоящего освобождения должны сохранятъ веру в Него. «Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем Бог всемогущей, а с именем Моим: «Господь», не открывался им» (3). В Своих обетованиях патриархам Бог указывал по преимуществу на Свое всемогущество (El-Schaddai), служившее для них ручательством за исполнение Его обещаний.
 
Со времени Моисея эти последние начинают исполняться. Потомство патриархов стало великим народом, готовым начать самостоятельную политическую жизнь под непосредственным водительством Божьим. И теперь Господь проявляет Свое другое свойство, выраженное в познании Сущего, — неизменность, верность в исполнении Своих обетовании. «Спасу вас мышцею простертою (Втор 4:345:157:19и судами великими» (6), т. е. казнями, так как они, сокрушая царство фараона, служат для него и наказанием («суд»). «Подняв руку» — употребляемое при клятвенных обещаниях действие, указывающее на его непреложность (Быт 14:22Втор 32:40Иез 20:23).» (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm)
 

Открытие имени Бога в Новом Завете – Бог послал Сына по любви

 
Йешуа молился Отцу: «Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.»
(Ин. 17:6-8)
 
«Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них.» (Ин. 17:25-26)