вторник, 28 августа 2018 г.

ДЛЯ ЧЕГО БОГУ - ХРАМ НА ЗЕМЛЕ?

«И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их;» (Исх. 25:8)
 
посреди их – не сказано: «в нем», а «среди них», т.е. среди людей.
 
ЦЕЛЬ СТРОИТЕЛЬСТВА СВЯТИЛИЩА - ЧТОБЫ БОГ ПРЕБЫВАЛ СРЕДИ ЛЮДЕЙ!
 
Искры святости есть в каждом. Разница - в количестве песка, который нужно отсыпать, чтобы найти их...
 
«Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Йешуа Мессией (Иисусом Христом).» (1 Пет. 2:4-5)
 
Как в Храме был жертвенник, так и на наш духовный жертвенник необходимо представить наши тела в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения нашего. Пусть огонь Божественной любви будет сжигать все плотское, наше "я", которое отделяет нас от Мессии (Христа).   
 
Как в Храме светила менора, так и в наших сердцах пусть светит менора, чтобы нам быть светом миру.
 
Как в Храме был жертвенник для воскурений, из которого исходили ароматы, так и  из наших сердец должны исходить молитвы, как фимиам.
 
Как в Храме было Святое Святых, так и в наших сердцах да будет. 
 
Традиционные комментарии
 
"Я буду обитать в их среде" определяется в нашем тексте как непосредственный результат "Они построят Мне Святилище". Следовательно символическая функция  Микдаш (Святилища) может служить лишь выражению той коллективной задачи, от выполнения которой зависит обещанное присутствие Шехины в среде Израиля." (Комментарий р. Ш.Р. Гирша http://machanaim.org/tanach/b-shemot/indb07_1.htm)
 
"Ибо даже если небо и небеса небес не могут вместить Его, тем более эта обитель, возведенная руками простых смертных... Но все это произведено затем, чтобы оказать воздействие на наши поступки, ибо если мы будем постоянно совершать правильные и надлежащие действия, разум и сердца наши очистятся, а это именно то благо, которое Господь желает своим созданиям. Поэтому Он и повелел уготовить в пространстве место, предназначенное для высшей святости, чтобы очистить мысли человека и исправить его характер и направить сердце его к Богу..." (Сефер hахинух. Цит. по: Комментарии Нехамы Лейбович к Торе http://www.jewishagency.org/JewishAgency/Russian/Education/Jewish+Life/Nehama/shmot/truma2.htm+8.htm)
 
"Шмот рабба (33:3):
 
"И сделают Мне Святилище..." И также: "Я сплю, но бодрствует сердце мое..." (Шир hаширим 5:2) Сказала Община Израиля: "Я дремлю, утратив надежду, а Святой, благословен Он, бодрствует, как сказано: '...твердыня сердца моего и доля моя – Бог, вовеки' (Теhилим 73:26). Я дремлю после греха с золотым тельцом [пребывая в отчаянии, опасаясь, что, не дай Бог, утрачено мною Его благоволение], а сердце мое бодрствует, ведь Святой, благословен Он, стучится ко мне: '...Пусть возьмут приношение для Меня...' Как сказано: '...Голос! Стучится друг мой: Отвори мне, сестра моя...' (Шир hаширим 5:2) – Сколько Я еще буду скитаться вне дома?" Поэтому сказано: "И сделают Мне Святилище, и Я буду обитать среди них", – "чтобы не пребывал Я снаружи". (Там же, http://www.jewishagency.org/JewishAgency/Russian/Education/Jewish+Life/Nehama/shmot/Truma1new.htm)
 
"Цейда ладерех:
 
Не сказано: "И Я буду обитать в нем". Но сказано так: "...И Я буду обитать среди них ". Это учит нас тому, что Божественное присутствие пребывает в Храме не ради самого Храма, но ради евреев – ибо они "Храм Господень".
 
Мальбим:
 
Нам заповедано, чтобы каждый еврей возвел малый храм в своем сердце, и тем самым стал обителью Творца и надежной крепостью для Него. И той же цели служит жертвенник, на котором человек должен приносить частичку своей души Господу, до тех пор, пока не приучит вверять Ему душу свою во всякое время." (Там же, http://www.jewishagency.org/JewishAgency/Russian/Education/Jewish+Life/Nehama/shmot/truma2.htm+8.htm)
 
"Повелевая Моше построить святилище, Б-г сказал: "И сделают Мне святилище, и Я буду жить в них", – то есть в душе каждого еврея. Следовательно, даже когда Храм разрушен физически, внутренний Храм, возводимый каждым в собственной душе, сохраняется, ибо он неуничтожим. И служение, происходящее в душе, во всех деталях отражает службу в Храме и его святилище. Поэтому законы храмового служения, которые на первый взгляд сегодня неприменимы, фактически являются точными инструкциями в отношении внутренней, духовной жизни каждого еврея."
 
"На большом жертвеннике сжигали жертвоприношения - животные, которых поглощал сошедший с неба огонь. Нечто подобное происходит и с евреем. Только жертвоприношением является он сам: его собственное "животное" – животная душа, эгоцентрические желания. А огонь, сжигающий их, – это огонь Б-жественной любви, неугасимым источником которого является искра святости в самой глубине души человека." (http://www.ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/841892)