среда, 29 августа 2018 г.

ПОЧЕМУ МОИСЕЙ РАЗБИЛ СКРИЖАЛИ?

«Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою; и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым.» (Исх. 32:19-20)
 
32 :19 пляшущих. Или "барабанящих" (см. прим. к 15:20).
 
32 :20 воде. Ручья (Дварим, 9:21). и заставил сынов Израиля ее пить - Как заставляют пить воду женщину, подозреваемую в измене мужу; Бемидбар, 5:24 и далее. (р. Арье Каплан)

Сказал р. Йосе из Галилеи: "Расскажу вам притчу. Чему это можно уподобить? Царю из плоти и крови, который сказал своему посланнику: иди, обручи меня с девушкой, красивой, скромной и хорошего поведения. Посланник пошел и обручил ее. А уже после этого он узнал, что она согрешила с другим. И так он сразу рассудил: если я сейчас дам ей брачный документ, я этим приговорю ее к смерти; лучше я разорву его и уже навсегда разлучу ее с моим господином.

Так же рассудил и праведный Моше. Как я могу, сказал он, дать Израилю эти скрижали? Я этим сделаю его виновным в нарушении заповедей, за которое полагается смертная казнь. Ведь сказано (Шмот 22:19): ‘Жертвующий богам, кроме одного Господа, да будет истреблен...’. 7 Лучше я их разобью, а народ верну к добру". 

И Всевышний одобрил его действия, как сказано (Дварим 10:2): "Скрижали, которые ты разбил" – то есть, правильно сделал, что разбил их. (Проф. Нехама Лейбович http://www.jewishagency.org/JewishAgency/Russian/Education/Jewish+Life/Nehama/shmot/kitis5.htm+17.htm)

Объясняет Абраванель:

Я думаю, что Моше разбил скрижали в том месте у подножия горы, где накануне дарования Торы он построил жертвенник, так, как разрывает человек юридический документ, который был нарушен. Он не разбил их на вершине горы, где он в первый раз услышал о грехе народа, разбил их только тогда, когда спустился к стану. Ибо если бы евреи не увидели скрижали, дело рук Господа, в их целостности, они не были бы так потрясены тем, что они разбиты, поскольку на человека большее впечатление производит то, что он видит, чем то, о чем он слышит. Поэтому он принес скрижали с горы, чтобы показать народу, и потом уже разбить их прямо перед ним. (Там же)

Сходным образом объясняет это и Нецив в "hаамек давар":

Тора показывает нам величие Моше: он взял тельца и сжег его в огне, и никто не противился этому, тогда как Аарона до этого заставили сделать его. Это потому, что Моше в мудрости своей не разбил скрижали, пока был на горе, когда Господь рассказал ему о случившемся. Он уже тогда решил их разбить, но он хотел сделать это так, чтобы разбить и сердце народа, потрясти их умы, когда они увидят, что Моше разбивает у них на глазах этот удивительный, неслыханный дар. После того, как они увидят это, у них уже не будет силы сопротивляться действиям Моше, каким бы суровыми они ни были. Теперь, когда перед глазами их разбита ценность, равной которой нет в мире... (Там же)

р. Меир Симха, автор комментария "Мешех хохма"... 

И когда увидели они, что Моше задерживается, была подорвана их вера, и они решили сделать себе тельца... это и ужаснуло Моше: неужели они думают, что все дело в нем? И что существует какая-то святость, не заповеданная Богом? И вот, только Моше отлучился – и они сделали себе тельца. "Нет, – сказал им Моше, – я такой же человек, как и вы, и существование Торы не зависит от меня. Даже если бы я вообще не вернулся, Тора существовала бы безо всяких изменений..." (Там же)