четверг, 30 августа 2018 г.

ДЛЯ ЧЕГО ЛЕВИТСКИЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ?

Слово "карбан" происходит от слова "лекарев" (приближать). Израильтяне с помощью карбанот (жертвоприношений) приближались к Богу. 
 
Существовало пять видов карбанот (жертвоприношений). Все они являются прообразом Мессии Йешуа (Иисуса).
 
Карбан ола (жертва всессожения) - полностью сгорала на жертвеннике (мизбеахе). Она должна была быть из крупного или мелкого скота (только домашнего скота), мужского пола, без порока. Также можно было приносить карбан ола из горлиц или из молодых голубей (Лев. 1).   
 
Карбан ола символизирует полное посвящение Богу. Слово "ола" переводится - "восходящее", "поднимающееся". Бней Исраэль как бы "восходили", духовно поднимались к Всевышнему.
 
Жертва ола для верующих в Йешуа (Иисуса) - это жертва живая, святая, благоугодная Всевышнему:
 
«Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.» (Рим. 12:1-2)
 
"Ола — самое возвышенное из приношений, — отмечает Мидраш. — Потому что его приносят не за проступки. Корбан ашам, к примеру, приносится за воровство. Но ола не приносится за совершенное действие. Она — своего рода компенсация за мысли сердца (Мидраш Танхума, комментарий на недельную главу Цав, гл.13)."  
 
"Так же, как страсти человека горят в нем всю ночь, должен гореть на мизбеахе и «объект», предназначенный для реализации приношения ола. Животное, которое служит объектом приношения ола, представляет физическую сущность человека. И туша его должна гореть всю ночь — пока не останется от животного только дух (рав Менахем Кашер, Эрец Исраэль, вторая половина 20-го века — в многотомном труде Тора Шелема, комментарий к недельной главе Цав, прим. 9)." (http://www.evrey.com/sitep/nedglav/arkhiv.php?zik=7&glav=tzav)
 
Еврейская мысль: ВСЯ НАША ЖИЗНЬ (как мы живем, явное и тайное) - это наше общение с Творцом. А то, что происходит с нами - это ответ от Него.
 
«Вот закон жертвы ола», — сказано о постигающей душе, «возносящейся ввысь». Когда стих говорит: «вот…», — он хочет указать ей путь достижения совершенства, разъяснить, как добиться близости к Б-гу. Об этом сказано: «Это — жертва ола, на огне, на жертвеннике, всю ночь…» Это означает, что душа должна вознестись вверх, к своему духовному совершенству, в тот момент, когда ее сжигает огонь жертвенника, символизирующего человеческое сердце. И сжечь необходимо «всю ночь», то есть, все дурные и темные мысли, возникающие, как правило, ночью. И когда постигающая душа сожжет ночью все свои отвратительные мысли и страсти, она увидит «утро», то есть, жизнь Будущего мира, которую символизирует свет зари, предвещающий появление солнца. И все это послужит причиной того, что «огонь жертвенника будет гореть в нем», то есть, на жертвеннике, а в человеческом сердце возгорится огонь любви к Б-гу. Ведь жир, который сжигают на жертвеннике, — это тот самый жир, который окружает и отупляет сердце человека. И как огонь жертвенника сжигает и уничтожает попавший туда жир, так и служение Б-гу уничтожает жир, непроницаемой оболочкой окутывающий сердце. (Абарбанель http://toldot.ru/tora/articles/articles_21373.html)
 
«как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.» (Лук. 2:23-24)
 
ЧТО СИМВОЛИЗИРУЕТ КОЖА ЖЕРТВЫ ВСЕСОЖЖЕНИЯ, А ТАКЖЕ ОГОНЬ И ДРОВА? (Лев. 1:6-8)
 
«и снимет кожу с [жертвы] всесожжения и рассечет ее на части; сыны же Аароновы, священники, положат на жертвенник огонь и на огне разложат дрова; и разложат сыны Аароновы, священники, части, голову и тук на дровах, которые на огне, на жертвеннике;» (Лев. 1:6-8)
 
"Если заклание означает лишение «животного начала» самости, его подчинение духу, то снятие кожи намекает на следующую ступень, когда человеку становится видима внутренняя структура его инстинктов и страстей: с тех процессов, которые раньше, пока плоть властвовала над духом, разглядеть было нельзя, теперь как бы «снимается кожа».
 
Далее на жертвенник возлагается приносимый извне огонь, а сверху кладутся дрова. Казалось бы, логичнее поступить наоборот: разложить дрова, а затем зажечь их… Но тот огонь, силой которого истинная жертва возносится к небесам,— огонь любви к Богу,— не появляется «естественным» путем, т. е. не зависит от душевно-плотской природы человека и не имеет материальной причины. Он именно «приносится извне», ибо исходит от Духа. Об этой вышней, «пламенеющей» любви с особой поэтической силой и выразительностью сказано в Песни Песней:
 
"… она — пламень весьма сильный.      Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее…" (Песн. П. 8, 6–7)
 
И только после того, как «пламя любви» зажглось от источника Духа, пищей ему может служить начало вещественное — «дрова». Здесь также содержится иносказание: производными от древнееврейского корня עצה ‹аца́› — «быть плотным», «быть твердым» являются как עצים ‹эци́м› — «деревья», «дрова», так и עצה ‹эца́› — «замысел», «совет». Добрыми советами и наставлениями, исходящими от слова Божия, поддерживается любовь, горящая в сердце, подобно тому, как пламя жертвенника «питается» дровами." (Д.В. Щедровицкий. Введение в Ветхий Завет http://shchedrovitskiy.ru/PentateuchOfMoses.php?page=31)
 
Минха (хлебное приношение) - это дар Богу (слово "минха" переводится с иврита: дар) Хлебное приношение дополняло карбан ола, оно было из пшеничной муки, с елеем и левоной (ливаном) (Лев. 2:1), что символизировало особую святость минхи (елей) и преданность (левона). Оно не должно было содержать хамец (квасное) (стихи 4-5, 11), т.к. закваска символизирует греховность. Хлебное приношение нужно было солить солью (стих 13). Соль символизирует чистоту, приправу.   
 
Йешуа - ХЛЕБ ЖИЗНИ:
 
«Йешуа (Иисус) же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.» (Ин. 6:35)
 
«Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Песах наш (Пасха наша),  Мессия (Христос), заклан за нас.» (1 Кор. 5:7)
 
ЖЕРТВА БЕДНЯКА
 
«Если какая душа хочет принести Господу жертву приношения хлебного, пусть принесет пшеничной муки, и вольет на нее елея, и положит на нее ливана,» (Лев. 2:1)
 
1.  букв.: и душа, когда принесет -
 
Применительно ко всем доброхотным жертвам не сказано "душа", но только применительно к хлебному приношению. Кто обычно доставляет в качестве доброхотной жертвы хлебное приношение? Неимущий. — Сказал Святой, благословен Он: Я зачту это ему, как если бы он принес в жертву свою душу [Менахот 1046]. (Раши http://machanaim.org/tanach/c-vaikra/indc01_1.htm)
 
Жертва бедняка - не бык и даже не овца, всего лишь пригоршня муки с маслом и благовониями. Но, в отличие от богача, который даже если принесет быка, не заметит убытка в своем хозяйстве, бедняк должен немало потрудиться, чтобы принести скромную минху. Только сильнейшее желание приблизиться ко Всевышнему дало ему силы заработать муку и масло для принесения жертвы, устоять против злого начала, без сомнения шептавшего ему на ухо о его тяжелом положении и возможности воздержаться от жертвоприношения в связи с этим. (Любавический ребе http://www.ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/862922)
 
Зевах шламим (мирная жертва). Она символизировали шалом (мир) с Ашемом.   
 
"Рабби Йеѓуда говорит: «Всякий, кто приносит мирные жертвы שלמים, словно привносит мир שלום в мироздание»." (Мидраш «Сифра». Цит. по: Нехама Лейбович. Комментарии к Торе http://www.jafi.org.il/education/russian/leibov/VaIkra/Zav1.html)
 
«Мирная жертва была важным элементом в жизни каждой семьи, создавая ощущение единства всех ее членов, а также ощущение постоянной защиты и помощи со стороны Всевышнего.» (Сончино http://machanaim.org/tanach/c-vaikra/indc01_2.htm)
 
Йешуа - Князь мира (шалома) (Ис.9:6)
 
«Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят шалом (мир).» (Иак. 3:18)
 
Разновидностью жертвы шламим была жертва тода (благодарение). Нам всегда нужно благодарить Ашема.
 
«За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.» (1 Фес. 5:18)
 
Подробнее о зевах (букв.: заклание):  "Ола целиком предназначалась Богу и сжигалась на жертвеннике, зевах шел в пищу жертвователю и его гостям, а сожжению подвергалась лишь некоторая его часть. Зевах часто сопровождался пиршеством в ознаменование какого-либо торжественного события (например, примирения врагов), с чем, по-видимому, связано другое наименование этого вида жертвоприношения — шламим (`мирная жертва`)." (Краткая еврейская энциклопедия http://www.eleven.co.il/article/11565)

"... найдем три ключевых события, в связи с которыми приносится «зевах»:

1) КОРБАН ПЕСАХ (во время Йециат Мицраим)

2) Брит НА-АССЕ В-НИШМА (у 
Ma-aмад хар Синай)

3) ЙОМ ха-ШМИНИ (церемония посвящения Мишкану)

<...> … каждое из событий являет собой ЗАВЕРШЕНИЕ важного процесса:

1) КОРБАН ПЕСАХ, называемый «ЗЕВАХ песах л-Хашем» (смотри Шемот 12:27), обозначает ЗАВЕРШЕНИЕ процесса Йициат Мицраим. [смотри Шемот 11:1->12:14./ Обратите внимание также на то, что Хазал относят Корбан Песах к более общей категории «шламим».]

2) У 
Ma-aмад хар Синай бней Йисраэль приносят особые «зевахим» как часть той церемонии, в ходе которой он признают мицвот:

"И Моше записал слова Вечного и поднялся рано утром и построил «мицбайах» ... они принесли… ЗЕВАХИМ, ШЛАМИМ ..." (Смотри Шемот 24:4-5)

Здесь мы видим ЗАВЕРШЕНИЕ цели Йициат Мицрайим, т. е. готовность бней Йисраэль слушаться приказов Бога.

3) В ЙОМ ха-ШМИНИ при завершении церемонии посвящения Мишкан бней Йисраэль приносят особый корбан «шламим» <…>(смотри Вайикра 9:1-4)

Как подразумевается в самом выражении «шламим» ["шалейм" = полнота, изобилие], ЗЕВАХ ШЛАМИМ означает обычно завершение важного процесса." (
http://www.hagalil.com/judentum/torah/synagoge/vajigash-r.htm)
 
В Псалмах мы читаем о:
 
зивхей-цедек (жертвах правды):
«приносите жертвы правды и уповайте на Господа.» (Пс. 4:6)
 
зивхей труа (жертвах славословия):
«Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.» (Пс. 26:6)
 
зивхей тода (жертвах благодарения)
«Да приносят Ему жертвы благодарения (хвалы) и да возвещают о делах Его с пением!» (Пс. 106:22)
 
зевах тода (жертва благодарения):
«Тебе принесу жертву благодарения (хвалы), и имя Господне призову.» (Пс. 115:8)
 
- зивхей Богу - дух сокрушенный (руах нишбара):
«Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.» (Пс. 50:19)
 
«Принеси в жертву Богу хвалу (благодарение) и воздай Всевышнему обеты твои, и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня'.» (Пс. 49:14-15)
 
ЕСЛИ МЫ ОТ ЧИСТОГО СЕРДЦА ПРОСЛАВЛЯЕМ, БЛАГОДАРИМ БОГА И ИСПОЛНЯЕМ ВСЕ ОБЕТЫ НАШИ, В ДЕНЬ СКОРБИ ПРИЗОВЕМ АДОНАЯ, И ОН ИЗБАВИТ НАС. И МЫ СНОВА ПРОСЛАВИМ ЕГО!
 
«если кто в благодарность приносит ее, то при жертве благодарности он должен принести пресные хлебы, смешанные с елеем, и пресные лепешки, помазанные елеем, и пшеничную муку, напитанную [елеем], хлебы, смешанные с елеем;» (Лев. 7:12)
 
«ЕСЛИ ОН ПРИНОСИТ ЕЕ В БЛАГОДАРНОСТЬ. … мы уже учили о мирной жертве. Мы убеждены, что можем определить эту жертву как символическую экспрессию личности, чувствующей, что она пребывает в состоянии       (завершенности), ни в чем не испытывающую недостатка, ищущую близости Б-га изнутри и с помощью этого состояния “покоя”. То, что нам представляют сейчас, – это особый тип жертвы мирной трапезы, явившийся результатом ситуации, в которой состояние       человека оказалось под угрозой, но (затем счастливо) восстановилось.
 
107-й (106-й) псалом перечисляет четыре категории людей, которые обязаны публично возблагодарить Б-га: пересекшие пустыню, освободившиеся из тюрьмы, излечившиеся от болезни и благополучно завершившие морское путешествие. Эти люди должны открыто возблагодарить Б-га за Его доброту и провозгласить людям совершенные Им чудеса; они должны принести благодарственную жертву и, радуясь, перечислить все, что для них сделал Б-г. Ясно, что фраза “Если он приносит ее в благодарность”, которая находится в разделе, говорящем о жертвах мирной трапезы, характеризует      (благодарственную жертву), как принадлежащую к разряду       (жертвы мирной трапезы). По этой причине здесь приводятся лишь специфические требования для      ; все прочие требования, сказанные относительно      , применимы и к      .» (Ш.-Р. Гирш http://machanaim.org/tanach/c-vaikra/indc02_1.htm

«Кто приносит жертву благодарности (хвалу), тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие'.» (Пс. 49:23)

זֹבֵחַ תּוֹדָה יְכַבְּדָנְנִיוְשָׂם דֶּרֶךְאַרְאֶנּוּ בְּיֵשַׁע אֱלֹהִים

ZOVEACH TODAH YECHABDANENIVESAM DERECHARENU BEYESHA ELOCHIM

Важность зовеах тода (жертвы благодарения) в настоящее время и в будущем:

«Мидраш замечает (Vayikra Rabbah 9:1): "Кто приносит жертву благодарности, тот чтит Меня..." (Пс. 49:23). Не написано: "жерва за грех" или "жертва повинности", но "жертва благодарения". Почему? Потому что жертвы за грех и жертвы повинности приносятся за грехи, а жертва благодарения не приносится за грех.

Мидраш обучает далее (Vayikra Rabbah 9:7): в последние дни все виды жертвоприношений будут отменены, за исключением, жертвы благодарения... Как написано: «... в городах Иудейских и на улицах Иерусалима... опять будет слышен голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты, голос говорящих: "славьте Господа Саваофа, ибо благ Господь, ибо вовек милость Его", и голос приносящих жертву благодарения в доме Господнем...» (Иер. 33:10-11) - это говорится о жертвах благодарения.» (North Jerusalem Maggid of Dubno Project http://jlm-dubno-maggid.org/blog/posts)

Слово "йехабданени" ("чтит Меня") написано с двумя буквами "нун". Почему?
"Рав Хуна сказал... "стих не говорит "йехабдани" ("чтит Меня"), но сказано "йехабданени" (с двумя "нун"), чтобы показать: одно почитание за другим." (Midrash Rabbah 9:2). 

Двойное "нун" показывает нам, что мы должны
 дважды благодарить Бога, и за хорошее, и за плохое."  (Thanksgiving by Rabbi David Schallheim http://www.breslev.co.il/articles/torah_portion/davids_sling/gratitude_thank_you_tzav.aspx?id=2062&language=english)    

Благодарное сердце благодарит Адоная! Благодарное сердце благодарит ближних! Благодарное сердце - признак возрожденного человека. Если мы время будем тратить на суету - пар, который выходит, и ничего не остается, не останется времени благодарить. Проснулся, подумай, кто сотворил этот мир, у кого жилище света, хранилища снега и сокровищницы града? Кто вдохнул в человека дыхание жизни? Кто искупил тебя, даровал тебе спасение? И скажи: БЛАГОДАРЮ ТЕБЯ, ГОСПОДЬ!
 
ЧТО СИМВОЛИЗИРУЕТ ТУК (ЖИР), ПОЧКИ И САЛЬНИК НА ПЕЧЕНИ?
 
«и принесет он из мирной жертвы в жертву Господу тук, покрывающий внутренности, и весь тук, который на внутренностях, и обе почки и тук, который на них, который на стегнах, и сальник, который на печени; с почками он отделит это;» (Лев. 3:3-4)

Почему же на жертвенник приносятся именно эти части?

Сжигаются символы дурных желаний, которые являются следствием слишком сильной привязанность к материи. И жир, закрывающий брюшину, нарост у печени, удаление которого не отразилось бы на функционировании организма, и почки, без любой из которых можно справиться, являются символом излишества: стремления накапливать богатства и постоянно получать удовольствия. (раввин Зеев Мешков
 http://www.israel7.ru/Articles/Article.aspx/9753)
 
Хатат (жертва за грех)
 
"Основной жертвой в еврейском богослужении является ЖЕРТВА ЗА ГРЕХ, или ЖЕРТВА ЗАКЛАНИЯ (Лев. 4:1- 5:13; Чис. 28:15-23; Иер. 42:13), которую приносили во искупление непреднамеренных проступков (Лев. 4:2).

Различаются четыре вида таких жертв:
1) жертва за грех первосвященника (ст. 3-12),
2) жертва за грех всего общества Израиля (ст. 13-21),
3) жертва за грех одного из глав народа (ст. 22-26),
4) жертва за грех простого еврея (ст. 27-35).

Первосвященник приносил в жертву тельца — самое дорогостоящее из жертвенных животных; тельца следовало приносить и за грех всего общества Израиля. Начальник жертвовал козла, а простой израильтянин — козу или овцу, если же он был слишком беден, то мог принести в жертву двух горлиц или двух молодых голубей (Лев 5:7-10). Это последнее правило указывает на то, что величина греха перед Богом соответствовала как положению согрешившего в обществе, так и степени его ответственности перед ним." (
http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Жертвоприношения в иудаизме) 
 
ГРЕХ УТАИВАНИЯ СВИДЕТЕЛЬСТВА - ГРЕХ РАВНОДУШИЯ
 
«Если кто согрешит тем, что слышал голос проклятия и был свидетелем, или видел, или знал, но не объявил, то он понесет на себе грех.» (Лев. 5:1)

Реувен украл у Шимона, и Леви знал об этом. Реувен сказал Леви: "Не свидетельствуй против меня, и я дам тебе половину." На следующий день люди пришли в синагогу и услышали, что служитель спрашивает: "Кто украл у Шимона?" Леви присутствовал там. Об этом и говорит Тора: "если не объявит, то он понесет на себе грех." (Мидраш Рабба)

Если человек лжесвидетельствует о своем друге... он виновен в похожем грехе. 
(Бааль Шем Тов)

(Reuben stole from Simeon, and Levi knew of it. Said Reuben to Levi: "Do not testify against me, and I will give you half." The following day people enter the synagogue, and hear the overseer announce: "Who has stolen from Simeon?" and Levi is present there. Surely The Torah has decreed: "If he does not testify, then he shall hear his iniquity." (Midrash Rabbah)
 
If a person witnesses a wrongdoing of his fellow, this is a message to him that he, too, is guilty of a similar failing. (rabbi Israel Baal Shem Tov http://www.chabad.org/parshah/in-depth/default_cdo/aid/39682/jewish/In-Depth.htm))
 
Правильно поступили домашние Хлоины, когда рассказали апостолу о спорах: 

«Ибо от [домашних] Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: 'я Павлов'; 'я Аполлосов'; 'я Кифин'; 'а я Христов'. Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» (1 Кор. 1:11-13)
 
- - -
 
Ашам - жертва повинности. Цель этой жертвы - возместить ущерб, нанесенный по неведению или сознательно (Лев. 5):
 
- грех по ошибке против посвященного Господу (стих 15)
 
- грех по неведению против заповедей Всевышнего (стих 17)
 
- грех за обман (Лев. 6:2-4)    
 
В 1 Царств мы читаем о жертве повинности:
 
«И призвали Филистимляне жрецов и прорицателей, и сказали: что нам делать с ковчегом Господним? научите нас, как нам отпустить его в свое место. Те сказали: если вы хотите отпустить ковчег Бога Израилева, то не отпускайте его ни с чем, но принесите Ему жертву повинности; тогда исцелитесь и узнаете, за что не отступает от вас рука Его. И сказали они: какую жертву повинности должны мы принести Ему? Те сказали: по числу владетелей Филистимских пять наростов золотых и пять мышей золотых; ибо казнь одна на всех вас и на владетелях ваших; итак сделайте изваяния наростов ваших и изваяния мышей ваших, опустошающих землю, и воздайте славу Богу Израилеву; может быть, Он облегчит руку Свою над вами и над богами вашими и над землею вашею;» (1 Цар. 6:2-5)
 
Почти все жертвы кропились кровью - прообраз крови Йешуа. 
 
«Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Мессии (Христа), Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр. 9:13-14)
 
«огонь непрестанно пусть горит на жертвеннике [и] не угасает.» (Лев. 6:13)
 
Мы – храм Бога Живого (1 Пет. 2:5). Жертвенник находится внутри нас. И огонь - огонь любви к Всевышнему – должен постоянно гореть в наших сердцах!     
 
СИЛА БОЖЬЯ НИСХОДИТ НА ЖЕРТВЫ!
 
«И соорудил там Давид жертвенник Господу и вознес всесожжения и мирные жертвы; и призвал Господа, и Он услышал его, [послав] огонь с неба на жертвенник всесожжения.» (1 Пар. 21:26)
 
«Когда окончил Соломон молитву, сошел огонь с неба и поглотил всесожжение и жертвы, и слава Господня наполнила дом.» (2 Пар. 7:1)
 
«Во время приношения вечерней жертвы подошел Илия пророк и сказал: Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Да познают в сей день, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал всё по слову Твоему. Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их [к Тебе]. И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве. Увидев [это], весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог!» (3 Цар. 18:36-39)
 
Сила Божья нисходит туда, где есть жертвы - полное посвящение Богу, благодарение, покаяние и др.