вторник, 28 августа 2018 г.

ТАЙНА КОВЧЕГА ЗАВЕТА

«И пусть сделают (сделайте) ковчег из дерева шиттим (ситтим): длина ему два локтя с половиною, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя; и обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец. и вылей для него четыре кольца золотых и утверди на четырех нижних углах его: два кольца на одной стороне его, два кольца на другой стороне его. Сделай из дерева шиттим шесты и обложи их золотом; и вложи шесты в кольца, по сторонам ковчега, чтобы посредством их носить ковчег; в кольцах ковчега должны быть шесты и не должны отниматься от него. И положи в ковчег свидетельство (откровение), которое Я дам тебе. Сделай также крышку из чистого золота: длина ее два локтя с половиною, а ширина ее полтора локтя; и сделай из золота двух керувов (херувимов): чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного керува (херувима) с одного края, а другого керува (херувима) с другого края; [выдавшимися] из крышки сделайте керувов (херувимов) на обоих краях ее; и будут керувы (херувимы) с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими [будут] друг к другу: к крышке будут лица керувов (херувимов). И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи свидетельство (откровение), которое Я дам тебе; там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух керувов (херувимов), которые над ковчегом свидетельства (откровения), о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым.» (Исх. 25:10-22)

10 И пусть сделают ковчег –  Почему повеление относительно ковчега в целом дается во мн. ч., тогда как повеления относительно деталей, связанных с ковчегом, даются в ед. ч.? Чтобы все израильтяне принимали участие в его строительстве.

"Мидраш Танхума, Ваякhель 8:
Мы находим, что когда Святой, благословен Он, повелел Моше возвести Мишкан, в отношении каждой отдельной его детали Он говорил ("сделаешь"), но когда говорил о Ковчеге Завета, предназначенном для хранения дарованных всему Израилю скрижалей, Он сказал ("и сделают"). Почему? Святой, благословен Он, повелел сделать Ковчег всему еврейскому народу, поэтому ни один еврей не может сказать другому: "Я много пожертвовал на Ковчег, я много учу, и моя доля больше твоей. Поскольку ты мало пожертвовал на Ковчег, у тебя вообще нет своей доли в Торе". Именно поэтому Тора уподоблена воде, как сказано: "Все жаждущие пусть идут к воде..." (Йешаяhу 55:1) Подобно тому, как человек, испытывающий жажду, не стесняется попросить у другого воды, – он не должен стыдиться сказать: "Научи меня". Не должен человек говорить: "Я – обладатель Торы, и она дана мне и отцам моим. А ты и отцы твои не имели Торы, но были они герим (пришельцами)". Посему сказано: "Тора... наследие общины Яакова" (Дварим 33:4) – [т.е. наследие] каждого, кто присоединится к общине Яакова. Гер, изучающий Тору, столь же важен, как и первосвященник." (Комментарии Нехамы Лейбович к Торе http://www.jafi.org.il/education/russian/leibov/_nleibs/Shmot/shmot/truma3.htm)

«Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Йешуа Мессией (Иисусом Христом).» (1 Пет. 2:4-5)

из дерева шиттим – акация

«Мишкан был сделан из дерева шиттим, из дерева, не приносящего плоды; тем самым человек учится основам экономии: он не должен тратить что-то, имеющее большую стоимость, если это же самое может быть получено из материалов меньшей стоимости. Даже Мишкан не был сделан из плодовых деревьев, поскольку его можно было сделать из деревьев, не приносящих плоды.» (Мидраш Танхума)

«The boards for the Mishkan were made from shittim-wood, from a tree that does not bear fruit; thereby man is taught the virtue of economy: he should not waste anything of greater value when the same can be obtained by using articles of lesser value. Even the Mishkan was not to be made out of fruit-trees, since it could be made equally as effective out of trees bearing no fruit.» (Midrash Tanhuma http://www.sacred-texts.com/jud/mhl/mhl04.htm)

Как писал рабейну Бахья (XIII-XIV в.в., Испания), «слово шитим можно представить как аббревиатуру четырех благ: шалом (мир), това (добро), йешуа(спасение) и мехила (прощение).» (http://toldot.ru/tora/articles/articles_6189.html?template=83)

длина ему два локтя с половиною, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя - приблизительно 1,5 м * 0,9 м * 0,9 м

11 обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи - здесь есть намек на то, что верующий в Йешуа (Иисуса) должен быть таковым не только внешне, но и внутри. «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры,» (1 Тим. 1:5) Кстати, золото на иврите – «заhав» - имеет связь со словом «любовь» («аhава»).

"Мидраш говорит, что Ковчег является символом мудрого человека, носителя учения Торы. Такой человек должен быть чист как в своих делах и поступках, так и в мыслях и желаниях сердца (тохо кеваро)." (Сончино http://machanaim.org/tanach/b-shemot/indb07_1.htm

15 в кольцах ковчега должны быть шесты и не должны отниматься от него - "Автор комментария "Кли якар" считает, что шесты, постоянно находящиеся при Ковчеге и остающиеся в его кольцах, олицетворяют собой незыблемую приверженность Израиля Торе:
И не должны выниматься шесты, ибо Завет был заключен, как сказал Господь: "...не отступят от уст твоих, и от уст потомков твоих, – сказал Господь, отныне и вовеки" (Йешаяhу 59:21). И как было сказано у пророка Йеhошуа: "Да не отходит эта книга Торы от уст твоих..." (1:8)" (Комментарии Нехамы Лейбович к Торе http://www.jafi.org.il/education/russian/leibov/_nleibs/Shmot/shmot/truma3.htm)

16 свидетельство (откровение) - скрижали завета

17 крышку из чистого золота - крышка ковчега рассматривается как подножие или, возможно, как престол Господа (Новая Женевская Учебная Библия). "Еврейское название крышки «капорет» (от глагола «кафар» — покрывать, делать невидимым, очищать), греческое ilasthrion, славянское «очистилище» — дано ей потому, что семикратным кроплением на нее в день очищения достигалось очищение народа от грехов (Лев 16:14–16)." (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm

"Крышка Ковчега завета являлась настолько важным элементом, что в Диврей hаямим I, 28:11 Святая Святых названа "Дом капорет". (Сончино http://machanaim.org/tanach/b-shemot/indb07_1.htm)

Мессия Йешуа является нашей КАПАРОЙ – ПОКРЫТИЕМ наших грехов, нашим ИСКУПЛЕНИЕМ, УМИЛОСТИВЛЕНИЕМ:  «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира.» (1 Ин. 2:2)

«получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением в Мессии Йешуа (во Христе Иисусе), которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде,» (Рим. 3:24-25)

20 керувы (херувимы) с распростертыми вверх крыльями - керувы (херувимы) символизируют охрану ангелов.

"У некоторых детей бывают такие высокие духовные устремления, что, используя слова Писания, можно сказать: их «крылья» простёрты вверх… Глядя на них, трудно поверить, что перед нами маленький ребёнок.
 
Задача родителей и воспитателей — дать этим устремлениям развиться, «крыльям» — окрепнуть. Не подрезать их… "
 
"Но некоторые родители, видя, что сын «простирает крылья вверх», кричат на него. Так можно оставить еврейский народ без великого мудреца поколения… (Алейну лэшабеах)." (Материалы из издания «Оцарот» (перевод с иврита) www.toldot.ru
 
Во Втором Храме не было ковчега завета. На его месте находился "камень основания" (эвен hа-штия), над которым и осуществлялись вышеперечисленные действия.
 
В Мишне, трактате Йома, говорится, что этот камень был со времен первых пророков (Шмуэля и Давида. Традиция также говорит, что этот камень был и до Аарона, но во Втором храме он «обнажился». В Первом храме на нем был установлен ковчег завета), он располагался на три пальца выше пола. Первосвященник осуществлял кропление этого камня кровью тельца:
 
"When the ark had been taken away, there was a stone from the time of the first prophets, "Shethia" [foundation] it was called, three-finger high above the ground. Thereupon he placed [the censer]. He (kohen ha-gadol) took the blood from the one who stirred it, went to the place whither he had gone, and stopped where he had stopped [in the Holy of Holies], and sprinkled from his position once upward and seven times downward [Lev. xvi. 14], without being intent on sprinkling it either upward or downward, but holding the palm open, either turned outward or toward himself [meaning doubtful]." (Mishnah Yoma 5 http://www.sacred-texts.com/jud/t03/yom10.htm)
 
Эвен ha-штия был прообразом Мессии Йешуа:
 
«Йешуа говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?» (Мф. 21:42)
 
«Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна,» (1 Пет. 2:7)
 
О духовном ковчеге завета
 
«И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град.» (Откр. 11:19)
 
Об Иерусалиме
 
«И будет, когда вы размножитесь и сделаетесь многоплодными на земле, в те дни, говорит Господь, не будут говорить более: "ковчег завета Господня"; он и на ум не придет, и не вспомнят о нем, и не будут приходить к нему, и его уже не будет. В то время назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим и не будут более поступать по упорству злого сердца своего.» (Иер. 3:16-17)