воскресенье, 26 августа 2018 г.

ПОЧЕМУ БОГ ОТКРЫЛСЯ МОИСЕЮ ИЗ ТЕРНОВОГО КУСТА?

В Шмот (Исход) мы читаем: «Моше (Моисей) пас овец у Итро (Иофора), тестя своего, правителя (жреца) Мидьяна (Мадиамского). Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.» (Исх. 3:1-2)

«Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я!» (Исх. 3:3-4)

КАК БОГ ОТКРЫВАЛСЯ МОИСЕЮ?

Вначале обстоятельство - Моше провел стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божьей Хорев.

Ангел явился ему в пламени огня, Моше увидел терновый куст, который горит и не сгорает, и, понятно, заинтересовался, и пошел посмотреть на это великое явление, и, вот, ВСТРЕЧА С БОГОМ.

Рабейну Бхаей обращает внимание на три явления, которые постигал Моше:
"... Моше постигал три явления: куст, ангела и Шехину. Вначале он увидел огонь, который пылал на кусте, а куст не сгорал... И он подумал, что это земной огонь... поэтому решил подойти поближе, об этом сказано: "сверну-ка и подивлюсь на великое диво это". Это значит, что он хотел рассмотреть небывалое явление и понять, отличается ли этот терновник от других кустов или этот огонь от других огней. Ведь если бы он подумал, что это небесный огонь, не стал бы приближаться. И когда он рассмотрел огонь, то разум его окреп, и он увидел ангела, о чем сказано: "И явился ему ангел средь огня из терновника",  сообщает Писание, что вначале увидел огненное одеяние, а только потом  ангела в огне.  
А после того, как разум его был укреплен видением ангела, увидел пророческим зрением Шехину во славе, об этом сказано: "И увидел Г-сподь, что свернул он, и воззвал к нему Б-г". Поскольку это было первое пророческое видение Моше, решил Святой, благословен Он, вводить его в науку мало-помалу, ведя со ступени на ступень, пока не окрепнет его разум. На что это похоже? На то, как человек долгое время сидит в темном доме, и если вдруг выйдет на яркий свет, то глаза его ослепнут от солнца. Поэтому он должен мало-помалу привыкать к свету, пока глаза его не окрепнут. Все, что сказано о солнечном свете, справедливо и в отношении умопостигаемого света, ибо умопостигаемые вещи подобны вещам материальным, а то, что случается с разумом, схоже с происходящим во плоти, так как силы души связаны с телесными силами. Так же было и с Израилем, когда Святой, благословен Он, мало-помалу вводил их в курс дела, даруя Тору: вначале в Маре им было заповедано небольшое число заповедей, потом на Синае даны десять речений, и только потом  вся остальная Тора в Моаве. Находим, что и в постижении Всевышнего человек должен приучать свой разум постепенно, и его познанию следует расти и расширяться, подобно заре утренней, свет которой вначале едва пробивается, а потом распространяется широко. Об этом высказывается пророк (hошеа 6:3): "Познаем, устремимся постичь Г-спода, как денница верно появление Его". Учит нас Писание, что бывают люди, которые не умеют постигать постепенно, а пытаются ухватить все разом, поэтому сказано: "Познаем, устремимся постичь",  сперва узнаем, как надлежит стремиться, и каково это стремление; "Как денница",  то есть не разом, а постепенно, "как денница верно появление Его". (Комментарии Нехамы Лейбович к Торе http://www.jafi.org.il/education/russian/leibov/_nleibs/shmot_5_s.html#s2)

Бог открывался Моше постепенно. Так же Бог открывается и всем верующим в Йешуа – постепенно, шаг за шагом, если мы хотим знать Его больше.

Почему Моисей провел скот в пустыню? Как понимает традиция?

«Комментарий Раши на слова "за пустыню":
Чтобы избежать грабежа, дабы не пасти в чужих полях.

Комментарий Сфорно, на слова "и дошел до горы Б-жьей в Хореве":
В одиночестве, чтобы помолиться в уединении.

По мнению Сфорно, ответ на вопрос таков: Моше уклонялся от мирской суеты, бежал от ее шумных соблазнов, не искал дружбы других пастухов, не пытался обосноваться на новом месте, где обрел убежище – уединялся, удалялся от селений, взыскуя одного – близости к Б-гу.» (Комментарии Нехамы Лейбович к Торе http://www.jafi.org.il/education/russian/leibov/_nleibs/shmot_5_s.html#s2)

Слово «пустыня» на иврите – «мидбар», оно имеет связь со словом «давар» (слово).

ПОЧЕМУ БОГ ОТКРЫЛСЯ МОИСЕЮ ИЗ ТЕРНОВОГО КУСТА?

"На вопрос одного язычника: Для чего Бог явился Моисею из куста терновника, р. Иегошуа бен Корха сказал:
- Для того чтобы люди знали, что нет того места, на котором не почил бы дух Господен, не исключая и терновника.
И ради того еще Господь явился Моисею в кусте горящем и несгораемом, что Моисей носил в душе страх за судьбу народа, которому - думал он - предстоит неизбежная гибель в рабстве египетском. <...> Подобно тому как пламя это не в силах испепелить куст, так не в силах египтяне истребить народ израильский (Шмот Раба, 2)." (http://www.chassidus.ru/library/agada/yetziat_mitzraim.htm)

Нехама Лейбович в своих комментариях к Торе приводит ряд источников:
Мехилта дераби Шимон, начало Шмот:
Раби Шимон бен Йохай говорит: Почему Святой, благословен Он, открывшись с превознесенных небес, говорил с Моше из тернового куста? Как терновник самое жестокое дерево в мире, и всякая птица, запутавшись в нем, не уйдет из его объятий целой, а будет рассечена на части, так и рабство в Египте это самое жестокое рабство в мире.

Духовный Египет – это самое жестокое рабство также.

Мехилта дераби Шимон, 2:
Р. Эльазар бен Эрех говорит: Почему Святой, благословен Он, открывшись с превознесенных небес, говорил с Моше из тернового куста? Не более ли пристало Ему говорить с горных вершин, возвышенностей вселенной и кедров ливанских? Умалил сам себя и говорил из терновника, и об этом сказал Шломо (Мишлей 29:23): "А уничиженного духом поддержит слава", среди деревьев мира ты не найдешь более ничтожного, чем терновник, так и сказано (Теhилим 138:6): "Ибо высок Г-сподь, а узрит низкого".

Всевышний учит нас и показывает нам это качество – смирение.

Шмот раба 2,7:
...Сказано (Шир-hаширим 5:2): "Отвори мне, сестра моя, подруга моя, голубка моя, непорочная моя", как у близнецов, когда у одного из них болит голова, другой чувствует это. Так и Святой, благословен Он, сказал (Теhилим 91:15): "С ним Я в невзгоде"... Сказал Святой, благословен Он, Моше: Чуешь ли ты, что и Я изнываю от горя, как изнывают от горя сыны Израиля?
Посмотри, откуда Я открылся тебе из терний. Это означает, что Я как бы разделяю их невзгоды.

Бог вместе с Израилем и со всеми, кто по вере в Мессию Йешуа прилепился к Израилю.

Шмот раба 2, 9:
Некий иноверец спросил р. Йеhошуа бен Карха: Чего вздумалось Святому, благословен Он, говорить с Моше из терновника? Сказал тот ему: А если бы из рожкового дерева или из сикомора ты бы все равно спросил? Ты удовлетворишься ответом на такую малость почему из терновника? Тебя просто учат, что нет места, где бы не присутствовал Б-г, Он даже в терновнике!

Ялкут Шимони 169:
Каковы свойства тернового куста? Если человек засунет в него руку, то не поранится, так как колючки направлены внутрь. А едва попробует вытащить руку, как шипы вопьются в нее, и не сможет ее вытащить. Так и Египет. Вначале приняли евреев с распростертыми объятиями, как сказано (Брейшит 47:6): "Земля Египта перед вами". А когда захотели уйти, то не позволили им, как сказано: "А Израиль не отпущу".

Войти в Египет было легко, а вот выйти оттуда евреям было непросто. Точно так же и сейчас: войти в духовный Египет просто, а выйти из него очень тяжело.

«По исполнении сорока лет явился ему в пустыне горы Синая Ангел Господень в пламени горящего тернового куста. Моисей, увидев, дивился видению; а когда подходил рассмотреть, был к нему глас Господень: Я Бог отцов твоих, Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей, объятый трепетом, не смел смотреть. И сказал ему Господь: сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. Я вижу притеснение народа Моего в Египте, и слышу стенание его, и нисшел избавить его: итак пойди, Я пошлю тебя в Египет. Сего Моисея, которого они отвергли, сказав: кто тебя поставил начальником и судьею? сего Бог чрез Ангела, явившегося ему в терновом кусте, послал начальником и избавителем.» (Деян. 7:30-35)

Не только египтяне, но и никакие другие враги Израиля не смогли уничтожить евреев. У пророка Малахии сказано:  «Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились.» (Мал. 3:6)
Несгораемый терновый куст - это символ Б-жьего могущества, Б-жьей силы.

Мессия Йешуа сказал: 
«и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Общину (Церковь) Мою, и врата ада не одолеют ее;» (Мф. 16:18)

Барух Ашем!