среда, 15 августа 2018 г.

ЧЕМУ МЫ УЧИМСЯ У САРРЫ? ПОЧЕМУ АВРААМ ПОКУПАЕТ ПЕЩЕРУ МАХПЕЛА?

«Жизни Сарриной было сто двадцать семь лет: [вот] лета жизни Сарриной;» (Быт. 23:1)

В оригинале сказано: и была жизнь Сары: сто лет и двадцать лет и семь лет

Как объясняет Раши, "слово "шана", год, стоит после каждого периода, тем самым говоря тебе, что каждый из них нужно толковать в отдельности: в столетнем возрасте (она была) как двадцатилетняя (непричастна) к греху. Как двадцатилетняя не грешна, потому что (по возрасту еще) не подлежит наказанию, так и столетняя безгрешна. А в двадцать лет (она была так же) прекрасна, как в семь лет [Берешит раба 58]." 

Новый Завет обращает внимание на:

1) Повиновение Сарры Аврааму: «Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы - дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха.» (1 Пет. 3:6)

2) веру ее: «Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший.» (Евр. 11:11)

Почему Авраам покупает пещеру Махпела?

«я у вас пришлец и поселенец; дайте мне в собственность [место] [для] гроба между вами, чтобы мне умершую мою схоронить от глаз моих.» (Быт. 23:4)

Какое смирение проявляет Авраам!

 «чтобы он отдал мне пещеру Махпелу, которая у него на конце поля его, чтобы за довольную цену отдал ее мне посреди вас, в собственность для погребения.» (Быт. 23:9)

за довольную цену - букв.: за полное серебро. Почему Авраам покупает пещеру Махпела? Чтобы в будущем никто не оспорил право на собственность этого места.

«господин мой! Послушай меня: земля [стоит] четыреста шекелей (сиклей) серебра; для меня и для тебя что это? Похорони умершую твою.» (Быт. 23:15)

земля [стоит] четыреста шекелей серебра; для меня и для тебя что это? - Эфрон говорит так, как будто речь идет о небольшой сумме. На самом же деле, 400 шекелей в то время были большой суммой. Согласно кодекса Хамураппи, годовая плата наемного рабочего составляла 6-8 шекелей. За 400 шекелей, возможно, можно было приобрести 80 полей.  

«Авраам выслушал Ефрона; и отвесил Авраам Ефрону серебра, сколько он объявил вслух сынов Хетовых, четыреста шекелей (сиклей) серебра, какое ходит у купцов.» (Быт. 23:16)

«Сказано в Торе: «И услышал Авраам Эфрона» (Берешит, 23:16), точнее — «внял». Говорит Рашбам: умному достаточно намека. Авраам при всех отвесил Эфрону четыреста т. наз. больших (сегодня мы бы сказали: конвертируемых) шекелей, которые были дороже обычных. Сделка состоялась. Заметим, кстати, что имя Эфрона, которое Тора до сих пор и далее пишет с буквой «вав», при описании сделки пишется без «вав». Такой пропуск буквы в Торе обычно означает ущербность: может быть, Эфрон и стал богаче деньгами, но много потерял в духовном отношении.» (Бенцион Зильбер. «Хаей Сарра» http://toldot.ru/tora/articles/articles_5461.html?template=83)

«Так достались Аврааму от сынов Хетовых поле и пещера, которая на нем, в собственность для погребения.» (Быт. 23:20)

Пещера Махпела и поле - это залог владения Эрец Исраэль.

"Сказал раби Юдан, сын раби Симона: 'Это - одно из трех мест, о которых народы мира не могут сказать Израилю: они - чужое достояние, которое вы присвоили. Вот эти три места: пещера Махпела, Храмовая гора и гробница Йосефа [в Шхеме]. О пещере Махпела написано в Торе (Брейшит 23:16): "И понял Авраhам Эфрона, и отвесил Авраhам Эфрону серебро…", о Храмовой горе - (Диврей hаямим 1 2I,25): "И отдал Давид Арнону тут же, на месте, золотые шекели весом шестьсот", а о месте гробнице Йосефа - (Брейшит 33:19): "И купил он [Яаков] участок земли, на котором раскинул шатры свои, у сыновей Хамора, главы Шхема, за сто монет". (Берешит Раба 79:7) 

"Смотрите, какую скромность проявил Авраhам, отец наш! Ведь Всевышний обещал навечно отдать эту страну ему и его потомству, а сейчас Авраhам не нашел другого места для могилы кроме того, что купил, заплатив много денег. Однако у него даже не возникло мысли, будто Всевышний поступает несправедливо, или желания пожаловаться. Более того: даже с народом, жившим в той стране, Авраhам разговаривал крайне смиренно: "Пришелец-старожил я у вас..." (23:4). Тогда сказал ему Всевышний: "Ты сам себя принизил - клянусь, что Я возвышу тебя и поставлю господином над ними". (Мидраш hагадоль) (Из комментариев проф. Нехамы Лейбович http://www.jewishagency.org/JewishAgency/Russian/Education/Jewish+Life/Nehama/bereishit/s146-152.html+20.htm)