четверг, 16 августа 2018 г.

УРОК ИЗ ИСТОРИИ СЫНОВЕЙ НОЯ: ПОКРЫТЬ НАГОТУ СВОИХ ОТЦОВ

«Ноах (Ной) начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и [лежал] обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Шем (Сим) же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ноах (Ной) проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его,» (Быт. 9:20-24)

И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим -

"Одни говорят, что оскопил его. Другие говорят, что надругался над ним [Санhедрин 70 а]." (Раши)

сообщил двум братьям своим - "Вместо того, чтобы проявить уважение к отцу и прикрыть его наготу, Хам воспользовался случаем посмеяться и, более того, пригласил братьев смеяться вместе с ним." (Сончино)

"... «в этой поспешности рассказать, что он видел, братьям, видна глубоко испорченная натура; в поступке его видна злобная радость в унижение отца, чувство гордости и собственного превосходства и отсутствие чувства стыда» (Властов)." (Толковая Библия Лопухина) 

"Тора говорит, что Хам, увидев отца обнаженным рассказал про это братьям, в месте, названном на иврите: «Бахуц»."

"Онкелос , Таргум Йонатан, Расаг, Рамбан говорят, что это слово можно заменить на «БаШук» То есть в публичном месте. В месте, где всем это было слышно. А не только его братьям." (http://jesus-forum.com/viewtopic.php?f=73&t=2949)

Шем (Сим) же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего -

"Этим действием они не только не выразили сочувствия к поступку Хама, но и уничтожили самую его причину. И поскольку Хам обнаружил порочную наклонность и испорченное воображение, отсутствие сыновей почтительности, постольку, наоборот, Сим и Иафет дали нам назидательный пример целомудрия, стыдливости и высокой сыновней любви и почтительности к своему отцу даже и в такой исключительный момент, когда он, по-видимому, меньше всего этого заслуживал.

«лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего…» Мелкая, но весьма характерная деталь, доказывающая, до какой степени нравственной чуткости доходило моральное чувство двух этих достойных сынов Ноя." (Толковая Библия Лопухина)

"Молодое поколение должно благоговейно покрыть “наготу” — слабости и недостатки — своих отцов, воспринять все благородное, великое и истинное, которым те обладают. И только тогда драгоценное наследие прошлого оплодотворит их собственную жизнь. Но если, подобно Хаму, новое поколение насмехается над “наготой” своих предков; если их недостатки используются, чтобы умалить их духовное наследие; если окончательно разрывается связь с прошлым, — будущее такого поколения не вызывает сомнений: как оно высмеивало своих отцов, так над ним станут насмехаться его дети. Хам всегда будет отцом Кенаана." (Ш.-Р. Гирш http://machanaim.org/tanach/a-beresh/inda02_1.htm)

"Из этого рассказа ребенок мог бы научиться тому, что любовь к родителям и уважение к ним в случае, когда родители попадают в неловкое положение, должны служить той накидкой, которую двое из трех сыновей набросили на Ноаха, чтобы скрыть от всех его поступок. Чувство благодарности к родителям должно заставить мгновенно отвернуться, когда родители оказываются в неловком положении. Рассказ о сыновьях Ноаха учит ребенка всякий раз спрашивать себя: "Кто я, чтобы судить и осуждать своих родителей?" (Ф. Адлер)." (Сончино)

«Ноах (Ной) проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Шема (Симов); Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Шема (Симовых); Ханаан же будет рабом ему.» (Быт. 9:24-27)

"Самая формула — «благословен Бог», когда она прилагается к Богу, означает вознесение хвалы и благодарности Богу (Еф 1:3); но всего замечательнее в ней то, что здесь Бог откровения — Всевышний — впервые называется собственно Богом Сима. Это означает, что потомство Сима будет стоять в особых, исключительно близких отношениях к Творцу, в качестве родоначальников богоизбранного еврейского народа, и что из него произойдут патриархи и пророки — служители Бога на земле и, наконец, из него потом произойдет и сам Христос Спаситель."  (Толковая Библия Лопухина)