вторник, 28 августа 2018 г.

ТАЙНА ОДЕЖДЫ ПЕРВОСВЯЩЕННИКА

Священная одежда – для славы и великолепия

«И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и великолепия (благолепия).» (Исх. 28:2)
 
Одежда первосвященника должна должна была отображать его служение, потому она названа священной. Эта священная одежда – для славы и великолепия.
 
"Говоря далее о «славе и благолепии» служения, одежды соответствовали благолепию святилища." [1]
 
"...Чтобы славили его и восхищались великолепием его" (28:2). Первосвященника надлежит почитать, и внешний его облик должен вызывать восхищение, поскольку он облачен в одежды, отличающиеся великолепием. Об этом сказано у пророка: "...ибо Он одел меня в одежды спасения, одеянием справедливости облек меня, как жених возлагает на себя священнический венец..." (Йешаяhу 61:10) Эти одежды являются царскими, и в подобные им облачались монархи в древние времена. Подтверждение тому мы находим в сказанном о Яакове и Йосефе: "...и сделал ему одежду разноцветную" (37:3) – т.е. вытканную разными цветами, и это клетчатая мантия. Мантию носили многие восточные цари. О ней также сказано у пророка: "...а на ней была разноцветная мантия, ибо такое платье носили царские дочери-девицы" (Шмуэль-II 13:8). Из этого стиха следует, что в былые времена существовал обычай облачать царских дочерей в мантию: они заворачивались в нее, и получалось, что она являлась для них своего рода верхней одеждой." [2]
 
Об аллегорическом понимании одежды писал Мальбим: 
 
"И сделай священные одежды..." Одежды, которые было велено изготовить, являлись внешними облачениями. И текст сообщает нам о том, что мастера исполнили свою работу искусно. Однако на самом деле эти одежды символизировали внутренние одеяния души, в которые должны облачиться служители Господа: положительные свойства характера и добродетельные качества. Эти одежды мастера не способны изготовить. Господь, повелев, чтобы Моше занялся изготовлением этих внутренних одежд, тем самым указал ему на то, что евреи должны научиться добродетели и положительным свойствам характера, являющимся подлинными одеяниями человеческой души. Сказано: "И сделай священные одежды для Аарона, брата твоего, чтобы славили его..." Поскольку в Священном писании душа человека называется ("слава"), как это следует из "Теhилим": "Чтобы воспевала Тебя слава (т.е. "душа моя") и не смолкала..." (30:13), повеление, которое получил Моше, заключалось в следующем: сделай священные одежды, в которые будет облачаться "слава", то есть человеческая душа. [2]
 
У Захарии сказано«И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня? Йеhошуа (Иисус) же одет был в запятнанные одежды и стоял перед Ангелом, который отвечал и сказал стоявшим перед ним так: снимите с него запятнанные одежды. А ему самому сказал: смотри, Я снял с тебя вину твою и облекаю тебя в одежды торжественные. И сказал: возложите на голову его чистый кидар. И возложили чистый кидар на голову его и облекли его в одежду; Ангел же Господень стоял. И засвидетельствовал Ангел Господень и сказал Йеhошуа (Иисусу):» (Зах. 3:2-6)
 
Эти стихи – о первосвященнике Йеhошуа (см. Книгу Эзра (Ездра)) и пророчески о Мессии Йешуа. Таким образом, одежды первосвященника можно и нужно также трактовать аллегорически.
 
«Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион! Облекись в одежды величия твоего, Иерусалим, город святый! ибо уже не будет более входить в тебя необрезанный и нечистый.» (Ис. 52:1)
 
«Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством.» (Ис. 61:10)
 
В Исход 28:3 сказано:

«И скажи всем мудрым сердцем, которых Я исполнил духа премудрости, чтобы они сделали Аарону одежды для посвящения его, чтобы он был священником Мне.» (Исх. 28:3)

Обратили ли вы внимание, что это повеление было дано ВСЕМ МУДРЫМ СЕРДЦЕМ, КОТОРЫХ ВСЕВЫШНИЙ ИСПОЛНИЛ ДУХА МУДРОСТИ? Мы видим, что изготовление одежды первосвященника было очень важным и ответственным делом!

«Вот одежды, которые должны они сделать: нагрудник (наперсник), ефод, верхняя риза, хитон стяжной, кидар (тюрбан) и пояс. Пусть сделают священные одежды Аарону, брату твоему, и сынам его, чтобы он был священником Мне.» (Исх. 28:4)

Далее говорится о дорогих материалах для одежды, о порядке ее изготовления.
"Без сомнения, что любой, видящий Аарона, украшенного и готового служить перед Г-сподом, был впечатлен величеством и красотой этой одежды. Было очевидно, что эта одежда отделяла Аарона и давала ему и его наследникам царственность и святость." [3]   

«И возьми два камня оникса и вырежь на них имена сынов Израилевых: шесть имен их на одном камне и шесть имен остальных на другом камне, по [порядку] рождения их;» (Исх. 28:9-10)

«и прикрепят нагрудник (наперсник) кольцами его к кольцам ефода шнуром из голубой шерсти, чтобы он был над поясом ефода, и чтоб не спадал наперсник с ефода. И будет носить Аарон имена сынов Израилевых на наперснике судном у сердца своего, когда будет входить во святилище, для постоянной памяти пред Господом. На наперсник судный возложи урим и туммим, и они будут у сердца Ааронова, когда будет он входить [во святилище] пред лице Господне; и будет Аарон всегда носить суд сынов Израилевых у сердца своего пред лицем Господним.» (Исх. 28:28-30)

Первосвященник был представителем 12 колен Израилевых.

Нагрудник… урим и туммим (букв. «свечение и завершенность») – «Нагрудник называли также хошен hамишпат ("нагрудник суда"). Между двумя квадратами материи клали пергамент с написанным на нем 72-буквенным именем Всевышнего. Нагрудник вместе с этим пергаментом обладал чудесными свойствами: если кто-либо обращался к первосвященнику с вопросом, некоторые из букв, выгравированные на камнях нагрудника, начинали светиться - и первосвященник составлял из них ответ. Это свойство отразилось еще в одном названии нагрудника - урим ветумим ("огни, дающие полный ответ").» [4]

Что означал звук колокольчиков?

«И сделай верхнюю ризу (верхнее одеяние) к ефоду всю голубого [цвета]; среди ее должно быть отверстие для головы; у отверстия ее вокруг должна быть обшивка тканая, подобно как у отверстия брони, чтобы не дралось; по подолу ее сделай гранатовые яблоки из [нитей] голубого, яхонтового, пурпурового и червленого [цвета], вокруг по подолу ее; колокольчики (позвонки) золотые между ними кругом: золотой колокольчик и яблоко, золотой колокольчик и яблоко, по подолу верхней ризы кругом; она будет на Аароне в служении, дабы слышен был от него звук, когда он будет входить во святилище пред лице Господне и когда будет выходить, чтобы ему не умереть.» (Исх. 28:31-35)

"По подолу верхней ризы, доходившей, по словам Иосифа Флавия и блаженного Иеронима до колен, шли вперемежку (39:26) трехцветные подобия гранатовых яблок, сделанные из голубой, пурпуровой и червленой крученой пряжи (39:24), и золотые звонки. В то время как гранатовые яблоки, отличавшиеся сладостью, напоминали о сладости возвещаемого первосвященником закона (Пс 118:72), так звук звонков при входе Аарона во святилище и выходе из него имел ближайшее отношение к личной безопасности первосвященника: «и не умрет он»." [1]
 
К нижнему краю голубого одеяния были прикреплены матерчатые шарики красного цвета, напоминавшие плоды гранатового дерева. Между двумя гранатами помещался золотой колокольчик." [4] 
 
"Звук колокольчиков позволял коэну ощутить себя частью единого еврейского организма, от имени всего народа, вступающего в Контакт. Только растворенность коэна и его ощущение себя частью, органом общенародного тела, давало необходимый эффект убирания своего эго.
 
Мораль: только ощущая себя частью, ты получаешь право на Целое." [5]
 

Что символизировала золотая пластина с надписью «Святыня Господня»?


«И сделай полированную дощечку из чистого золота, и вырежь на ней, как вырезывают на печати: "Святыня Господня", и прикрепи ее шнуром голубого цвета к кидару, так чтобы она была на передней стороне кидара; и будет она на челе Аароновом, и понесет на себе Аарон недостатки приношений, посвящаемых от сынов Израилевых, и всех даров, ими приносимых; и будет она непрестанно на челе его, для благоволения Господня к ним.» (Исх. 28:36-38)

"Святыня Богу" – эта надпись, начертанная на пластине, должна была служить постоянным напоминанием для первосвященника и для всех, кто видел его, что все великолепные одеяния, отделанные золотом и драгоценными камнями, служат не для того, чтобы возвеличить человека, а для того, чтобы возвеличить имя Всевышнего.» [4]

Эта золотая пластина с надписью "Святыня Господня" - прообраз печати Руах а-Кодеш:

«Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.» (2 Кор. 1:22)

«В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом,» (Еф. 1:13)

«И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления.» (Еф. 4:30)

- - -

В Исход 28 также читаем: «И сделай им нижнее платье льняное, для прикрытия телесной наготы от чресл до голеней, и да будут они на Аароне и на сынах его, когда будут они входить в скинию собрания, или приступать к жертвеннику для служения во святилище, чтобы им не навести [на себя] греха и не умереть. [Это] устав вечный для него и для потомков его по нем.» (Исх. 28:42-43)

Как важно слушаться Всевышнего во всем!

Нижнее и верхнее одеяния

"Надраги, нижнее льняное одеяние, простиравшееся от чресл, поясницы, до голеней (часть ноги от колена до ступни), прикрывали телесную наготу. Ношение их указывало на сознание священниками своей греховности, на благоговейное отношение к святости места и потому спасало от смерти. " [1] 

«Шаровары и рубаха, символизирующие свободу от морального и социального зла, соответствуют идеалу справедливости), который берет свое начало главным образом в негативной концепции. Мантия, которая символизирует приверженность человека всего диктату долга, соответствует (праведности). А эфод, который символизирует посвящение всех ресурсов и способностей человека тому, чтобы служить орудием осуществления Б-жественных целей, соответствует (благоволению).» [6]
 
Эфод, нагрудник с поясом, хошен, украшение эфода, и другие одеяния первосвященника
 
А эфод, нагрудник с поясом, хошен, украшение эфода, и другие одеяния первосвященника символизировали элементы материального мира — возникающие и исчезающие. Эфод соответствовал всем тем предметами материального мира, которые состоят из нескольких стихий. Поэтому он был изготовлен из сплетенных вместе четырех видов нитей: голубой шерсти, пурпурной шерсти, алой шерсти и льна. И в этом указание на четыре первичных стихии и четыре структуры. И еще в них была вплетена золотая нить, символизирующая человеческий разум, проявляющийся только в самой сложной из всех структур материального мира. И на это же намекает способ изготовления материала эфода, который называется «тканьем», на Святом языке — хошев, что созвучно слову «размышление» и говорит о постижении через мысль и изучение. Два наплечника эфода с двух его сторон символизировали два края мира — западный и восточный. А два камня, укрепленные в этих наплечниках, с выгравированными на них именами сыновей Израиля, символизировали особый вид высшей человеческой структуры, то есть, народ Израиля. И поскольку эта структура — лучшая и высшая из всех явлений материального мира и больше подходит для принятия влияния свыше, чем любые другие люди и народы, имена сыновей Израиля помещены на наплечниках эфода, то есть, на самом высоком месте тела первосвященника, ближе всего к голове. Эти имена были выгравированы на двух камнях, слева и справа, чтобы первосвященник, воздевая руки для благословения народа, поднимал и эти имена.

Эфод завязывался сзади, а не спереди, и в этом тоже содержался важный символ: материальный мир, включая человека, располагается как бы позади первосвященника, но не впереди него, то есть, остается позади как нечто незначительное. Однако это относится не ко всему миру. В нем содержится некая особая часть: народ Израиля после принятия Торы. Б-г все время наблюдает за ним, «глаза Его и сердце Его на нем» во все дни. Этот символ заложен в хошен (нагруднике). Поэтому он прочно закреплялся на эфоде, что должно было указать на некоторую общность народа Израиля и остальных народов: все они относятся к нижнему, материальному миру и имеют человеческий облик. Кроме того, сыновья Израиля, как и все остальные люди, построены из четырех первичных стихий, объединенных с постигающим духом. И это единство символизирует материал эфода: золото, алая, пурпурная и голубая шерсть и лен. Поскольку народ Израиля после дарования Торы был разделен на четыре стана, хошен тоже должен быть квадратным, с четырьмя углами, и на нем должны быть укреплены четыре ряда камней с вырезанными на них именами сыновей Израиля. А поскольку народ Израиля объединяла Тора, полученная им через Моше-рабейну, и пророчество, которым они обладали, в хошен, символизируя это, должны были быть вложены урим и тумим. Слово урим происходит от корня ор, «свет» на Святом языке. Уримсимволизирует заповеди Торы, согласно сказанному (Мишлей 6): «Ибо заповедь — свеча, а Тора — свет». А слово тумим происходит от корня там, выражающего твердую уверенность в словах Б-га, без сомнений и двоедушия, «цельность». Поэтому тумим символизирует пророчество, о котором сказано: «Цельным (без порока) будь с Б-гом твоим». (И оба эти подарка народ Израиля получил через Моше-рабейну). [7]   


О белых одеждах первосвященника


"Но даже Первосвященник, когда он входил во внутренние покои Храма – в Святая Святых – должен был снять дорогие одеяния из золота. Он входил туда в одних белоснежных одеяниях из льна. Даже Первосвященнику, хотя он носил эти драгоценные одеяния в чрезвычайной святости, было запрещено заходить в Святая Святых – место, являющееся средоточием высшей святости – в золотых одеяниях, потому что там полностью упраздняется ценность всякого богатства, золота и сокровищ." [8]   
 
«Но Мессия (Христос), Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Мессии (Христа), Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти [Его], бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.» (Евр. 9:11-15)

Края одежды Йешуа (Иисуса)


Женщина, 12 лет страдавшая кровотечением, прикоснулась к цицит (кистям на краях одежды) Йешуа (Иисуса) с верой, что сразу же выздоровеет. И выздоровела! 
 
20 И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к цицит (краю одежды) Его,
21 ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею.
22 Йешуа (Иисус) же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова.
(Матф. 9:20-22)
 
Цицит - это напоминание о мицвот (заповедях) Ашема и необходимости их исполнять. В Торе есть заповедь ношения цицит: «объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти; и будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству, чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Богом вашим. Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской, чтоб быть вашим Богом: Я Господь, Бог ваш.» (Чис. 15:38-41)
 
Источники

1. Толковая Библия Лопухина 
http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm

2. Из комментария Рамбана. Цит. по: проф. Нехама Лейбович. Комментарии к Торе (
http://www.jafi.org.il/education/russian/leibov/_nleibs/Shmot/shmot/tezha2.htm)
 
3. Из комментария мессианского раввина из Канады Якова Фарбера
 
 
5. рав М.М. Гитик (http://mmgitik.com/index/zvuki_serdca/0-160)
 
6. Комментарий р. Ш.Р.Гирша к Торе (http://machanaim.org/tanach/b-shemot/indb08_1.htm)