вторник, 14 августа 2018 г.

ВЫШЛА ДИНА ПОГУЛЯТЬ...

«Дина, дочь Леи, которую она родила Иакову, вышла посмотреть на дочерей земли той. И увидел ее Шхем (Сихем), сын Хамора-Хивея (Еммора Евеянина), князя земли той, и взял ее, и спал с нею, и сделал ей насилие.» (Быт. 34:1-2)

1 вышла посмотреть на дочерей земли той - лучше бы ей сидеть дома!

«Вся слава дщери Царя внутри...» (Пс. 44:14)

Раши задает вопрос и отвечает на него: "Разве не дочь Йаакова она? Однако, потому что она "вышла", названа дочерью Леи, которой также (привычно было) "выходить", как сказано: "и вышла Леа ему навстречу" [30, 16]. И о том говорит пословица: "Какова мать, такова и дочь"[Берешит раба 80]."

Та же мысль - в комментарии Сончино: "В произошедшем есть доля вины самой Дины, ибо для женщины предпочтительнее оставаться в доме , как это делала Сара." 

"Сказано: "И вышла Дина, дочь Леи, которую та родила Якову, посмотреть на дочерей земли той" (Берешит (Бытие), 34:1). И еще сказано: "Честь дочери царской внутри" (Тегиллим (Псалмы), 45). [Почему] сказано о Дине: "дочь Леи", а не Яакова?  — "потому что она выходит и бродит вне дома" (Мидраш Танхума, Ваишлах, 5—7)." (Елена Римон. Мидраш о мидраше http://old.ort.spb.ru/nesh/rimon2.htm

Но здесь есть вопрос не только к Дине, а и к ее родным:

"Когда Яаков с семьей остановился в Шхеме, правитель  города - Шхем бар Хамор, вывел на улицы города девушек, чтобы они с  песнями и танцами приветствовали прибытие знатного гостя. Дине, тогда еще маленькой девочке, было трудно усидеть дома. Она незаметно  выскользнула из шатра, чтобы посмотреть на представление, в то время  когда ее отец и братья занимались изучением Торы в бейт-амидраше.

(Рабейну Авраам, сын Рамбама, замечает в своих пояснениях к Торе: "Вся эта печальная история приключилась из-за того, что они пренебрегли  охраной Дины". Таков наглядный урок для всех соблюдающих Тору - своих  женщин надо постоянно охранять.)

Кроме того, рассказ о Дине включен в Тору, чтобы привлечь наше  внимание к тому, что женщина должна быть осмотрительна, когда она  показывается на людях. Не следует подвергать соблазну даже праведников, а  о неправедниках и говорить нечего, - такие ситуации должны быть просто  исключены." (р. Моше Вейсман. Мидраш рассказывает http://istok.ru/library/learn-n-teach/midrash/bereshit/bereshit_4850.html)