среда, 29 августа 2018 г.

ТАЙНА ПУСТЫНИ. ПОЧЕМУ ТРИ ИСКУШЕНИЯ ХРИСТА?

Слово "пустыня" (мидбар) означает "говорить". В пустыне звучит живой голос Всевышнего. Израиль получил в пустыне Тору. Мессия (Христос) ходил в пустынные места и молился.
 
«иди и возгласи в уши [дщери] Иерусалима: так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную.» (Иер. 2:2)
 
«Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.» (Лук. 1:80)
 
«при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему;» (Лук. 3:2-4)
 
«Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.» (Ин. 1:23)
 
«Но Он уходил в пустынные места и молился.» (Лук. 5:16)
 
ИСКУШЕНИЯ МЕССИИ (ХРИСТА) В ПУСТЫНЕ. ЧЕТЫРЕ ВЫВОДА ДЛЯ НАС
 
1) Перед искушениями Бог дает силу Святого Духа;
 
2) Искушения - для силы духа и победы;
 
3) Искушения на трех уровнях: дух, душа и тело;
 
4) Не только знать Слово, но и жить по Слову!

МИЛОСЕРДИЕ БОЖЬЕ К ИЗРАИЛЮ В ПУСТЫНЕ 

"Раши цитирует замечание раби Моше Даршана (комментатора Торы, жившего во Франции в конце X и в начале  веков), что из сорока двух переходов, записанных в этом регистре, четырнадцать — от Раамсеса до Ритмы — предшествовали посылке разведчиков, а восемь — от горы Ор до степей Моава — пришлись на сороковой год, после смерти Аарона. Это означает, что лишь двадцать таких переходов имели место в течение тридцати восьми лет после провозглашения указа о сорока годах скитаний в пустыне. Таким образом, ясно, что Б-г в Своем милосердии не осуществил Свой приказ в буквальном смысле слова и не заставил сынов Израиля бродить по пустыне четыре десятилетия, не останавливаясь на отдых. Ибо мы видим, что средняя продолжительность стоянок Израиля составляла около двух лет." (Ш.Р. Гирш http://toldot.ru/tora/articles/articles_19047.html) 

- - -
 
«Но вот, я иду вперед - и нет Его, назад - и не нахожу Его; делает ли Он что на левой стороне, я не вижу; скрывается ли на правой, не усматриваю.» (Иов 23:8-9)
 
"Взываете ли вы к Богу в своем сердце? Вы давно хотите услышать Его голос, но в ответ на ваш зов - тишина. Вы молитесь, но ваши молитвы остаются неотвеченными. В недоумении вы вспоминаете время, когда достаточно было только лишь прошептать Его имя, как вы тотчас ощущали Его присутствие, но теперь в полной тишине вам хочется закричать: "Бог, где же Ты?" Подобно Иову, вы ищете Бога повсюду, но не можете найти Его или увидеть Его действия в вашей ситуации.
 
Добро пожаловать в пустыню! Знайте, что вы не одни, а в хорошей компании.
 
Вы проходите там, где ходил Моисей... Моисей, который возрастал во дворце фараона как принц. Моисей, который стал освободителем своего народа из уз рабства. Все тот же Моисей, который на протяжении сорока лет пас овец в пустыне.
 
Вы находитесь рядом с Иосифом... Иосифом, который был самым любимым сыном у своего отца. Иосифом, которому приснились сны о том, что он будет лидером и достигнет вершин. Иосифом, брошенным в яму своими родными братьями, проданным в рабство и позже заключенным в тюрьму.
 
Вы сидите рядом с Иовом... Иовом, названным в Библии человеком "знаменитее всех сынов востока" (Иов 1:3). Иовом, который потерял все - владения, детей, здоровье, поддержку своей жены.
 
И, что наиболее важно, рядом с вами идет Сын Божий - Иисус, Который после того, как Бог Отец и Дух Святой перед всем народом свидетельствовали, что Он действительно Сын Божий, пошел в пустыню лицом к лицу встретиться с силами тьмы.
 
Список тех, кому пришлось или прийдется пройти по пустыне, можно продолжать очень долго, так как пустыня - важное и необходимое время в жизни каждого дитя Божьего. Нам хотелось бы каким-то образом избежать ее. Мы ищем коротких путей или возможностей обойти вокруг, и это невозможно. Эта дорога ведет в обетованную землю, но вы не сможете попасть в обетованную землю, не пройдя через пустыню. Нам необходимо понимать важность и значение этого особенного времени, если мы хотим попасть в землю обетованную." (Джон Бивер. Победа в пустыне http://www.kingdomjc.com/Books/Biver5/01.htm)
 
"В Евангелие от Луки 3:2-3 говорится: "...был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов". Бог подготовил Иоанна в пустыне, а не в престижной для того времени Библейской школе! Вся земля Иудейская и люди со всего Иерусалима приходили к нему послушать Слово Господа. Началось новое движение Духа, но оно происходило в пустыне, а не в религиозных местах. Те, кто были сыты религиозным лицемерием и традициями, приходили к Иоанну с сердцами, желающими изменяться, чтобы быть готовыми к явлению Божьего Сына.
 
Вскоре после этого Иисус пришел креститься от Иоанна в Иордане. Даже когда Иоанн протестовал против этого, Иисус настоял, чтобы он сделал это. Для служения Иисуса было необходимо подчиниться тому, что делал на земле в это время Дух Божий. Тогда на Иисуса сошел Дух, и Он немедленно был поведен в пустыню. Библия очень четко говорит о том, что когда Иисус был поведен в пустыню, Он был исполнен Духом, и после сорока дней испытаний и искушений Он вернулся из пустыни в силе Духа. Теперь Он был экипирован для служения, для которого пришел. Всего только после шести месяцев служения Иоанна Крестителя, другое новое родилось в пустыне — служение Иисуса Христа." (Джон Бивер. Победа в пустыне http://www.kingdomjc.com/Books/Biver5/13.htm) 
 
"... еще одна достопримечательность пустыни – "змеи". Яд змеи именуется "горячим" - от него бросает в жар. Горячка страстей и соблазнов (укус змеи) означает, что внешний мир не просто проникает во внутреннее пространство еврея, но перекраивает его на свой лад, заставляет еврейское сердце пламенеть чуждыми идеалами.
 
Яд же скорпиона называется "холодным" - от него лихорадит. Безразличие и холод безучастности и отчуждения (укус скорпиона) опасней страсти и дурного энтузиазма. Человека горячего, активного, пусть и зараженного чуждой идеей, можно переубедить и направить его жар в нужное русло, но на равнодушную безжизненность холодного "лежачего камня" словами трудно повлиять." (Из трудов Любавического ребе http://www.ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/939838) 
 

ИСХОД И СОРОК ДВА ИСХОДА В ПУСТЫНЕ

 
Знаете ли Вы, что после исхода из Египта было еще сорок два исхода в пустыне?
 
Пустыня - это испытания. Слово "пустыня" (мидбар) означает "говорить". В пустыне, среди испытаний, звучит голос Всевышнего, благословен Он. Израиль получил в пустыне Тору. Мессия (Христос) прошел испытания в пустыне, также Он ходил в пустынные места и молился.
 
Все ценное рождается через испытания, нелегкие испытания, как родовые муки. Как и при родовых муках, порой хочется кричать, вопиять к Творцу. Но как золото очищается в огне, как оно нагревается не один раз, так и нас нужно провести через горнило, огонь испытаний, чтобы вышли все шлаки, чтобы поступали по духу.
 
В иврите Танаха испытание, вознесение и знамение - однокоренные слова.
 
«И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.» (Быт. 22:1)
 
Бог искушал Авраама - Бог испытывал Авраама (иврит: ha-Eлоhим ниса эт-Авраhам)
 
Корень слова "испытывал" на иврите встречается в пророчествах Исайи о страданиях и воскресении Спасителя (Ис. 52:13; Ис. 53:4, 12).
 
Абарбанель: "Смысл этого испытания - не проверка, чтобы в результате ее Бог узнал то, что, якобы, не знал до тех пор. Но это слово 'ниса' ("испытывал") - от корня 'нес' ("знамение"), так как тем удивительным деянием, совершенным по слову Всевышнего, Авраhам явил знамение всему миру - словно высоко поднял знамя, которое увидят все народы земли!"  
 
Берешит Раба 32:3: "Гончар не подвергает испытанию плохие кувшины. А какие кувшины он проверяет? Только хорошие." ]1]
 
В древнем Израиле говорили: "... Святой, благословен Он, дал Израилю три драгоценных дара, и все они были даны через испытания. Это - Тора, Земля Израилева и мир грядущий." (Брахот 5а)  
«Вот странствия (станы) сынов Израилевых, которые вышли из земли Египетской по ополчениям своим, под начальством Моисея и Аарона. Моисей, по повелению Господню, описал места их выхода в походы их (путешествие их по станам их), и вот станы путешествия их:» (Чис. 33:1-2)
 
ЕВРЕЙСКИЕ КОММЕНТАТОРЫ НАСЧИТАЛИ СОРОК ДВЕ ОСТАНОВКИ В ПУСТЫНЕ. ПОСЛЕ КАЖДОЙ ОСТАНОВКИ - ИСХОД. ПОЛУЧАЕТСЯ, БЫЛ ОДИН БОЛЬШОЙ ИСХОД ИЗ ЕГИПТА И БЫЛО ЕЩЕ СОРОК ДВА МАЛЫХ ИСХОДА В ПУСТЫНЕ. ЭТО НУЖНО БЫЛО, ЧТОБЫ ВЫВЕСТИ ЕГИПЕТ ИЗ ИЗРАИЛЯ. КАЖДЫЙ ИЗ НАС ДОЛЖЕН КАЖДЫЙ ДЕНЬ ВЫХОДИТЬ ИЗ ЕГИПТА!   
 
"Само бесплодие и засушливость этих мест в пустыне, пустыне столь огромной, что даже тот, кто имеет большой опыт караванных переходов, должен тщательно подсчитать дни, чтобы распределить провизию, пустыне, в которой весь народ, по меньшей мере, полтора миллиона душ, жил в течение сорока лет – сам вид этих пустынных мест (как отмечает Рамбам в Морэ нэвухим) является убедительнейшей грамотой, подтверждающей Б-жественную основу становления Израиля как нации. Раши цитирует замечание раби Моше Даршана (комментатора Торы, жившего во Франции в конце X и в начале XI веков), что из сорока двух переходов, записанных в этом регистре, четырнадцать – от Раамсеса до Ритмы – предшествовали посылке разведчиков, а восемь – от горы hОр до степей Моава – пришлись на сороковой год, после смерти Аарона. Это означает, что лишь двадцать таких переходов имели место в течение тридцати восьми лет после провозглашения указа о сорока годах скитаний в пустыне. Таким образом, ясно, что Б-г в Своем милосердии не осуществил Свой приказ в буквальном смысле слова и не заставил сынов Израиля бродить по пустыне четыре десятилетия, не останавливаясь на отдых. Ибо мы видим, что средняя продолжительность стоянок Израиля составляла около двух лет." [2]
 

"Мидраш, пользуясь притчей, поясняет, что у каждого из названий стоянок есть скрытый смысл, связанный как с самими событиями прошлого, так и с их правильным осмыслением. На что похож этот перечень стоянок? - спрашивает мидраш и приводит ответ, - На то, как один царь разговаривал со своим сыном. Случилось так, что сын заболел и пришлось ехать с ним в далекую страну к известному врачу. Болезнь была тяжелой, а дорога длинной, и никто не знал, сможет ли этот врач исцелить царского сына. Когда же они возвращались обратно и сын был уже здоров, отец с большим волнением рассказывал ему о каждом месте, где они проходили или останавливались по дороге к врачу. Он вспоминал все, что пришлось им пережить по дороге, все тревоги и волнения, и его рассказ был наполнен любовью. "Здесь мы спали, - напоминал отец, показывая на одно место, - а здесь нам пришлось пересидеть ночь, дрожа от холода, потому что у нас не было дров, а здесь тебя мучила сильная головная боль". Израиль - сын Всевышнего, которого Он жалеет так же, как всякий отец жалеет своего ребенка." [3]

- - -

 
Это можно уподобить тому, как царь, чей сын болен, берет его и везет, чтобы вылечить, в другую страну. На обратном пути отец перечисляет сыну места их стоянок: «Здесь мы спали», «Здесь отдыхали в прохладе», «Здесь ты поранил голову».

Так и Б-г повелел Моше:

Запиши для них все те места, где прогневили они Меня.

Танхума, Масъэй, 3<....>

... можно постичь сокровенный смысл трех стоянок из притчи в Мидраше: «Здесь мы спали», «Здесь отдыхали в прохладе», «Здесь ты поранил голову».

«Здесь мы спали» – описывает «отступление» Б-жественной жизненной силы...
 «Здесь мы отдыхали в прохладе» – эти слова отсылают к представлению о том, что... присутствует слабая искорка Б-жественного света (Брейшис Раба, 12:15). А слова «Здесь ты поранил голову» относятся к тем многочисленным аберрациям, что застят наш разум и подсовывают нам ложные цели, что ведет к искаженному видению реальности и неверным решениям.<...>

Это странствие насчитывало сорок две остановки. Некоторые из них, как годовая стоянка у подножия Синая, были отмечены великими откровениями. Однако большинство остановок сопровождалось сомнениями, раздорами, предательством и постоянными тяжбами между Б-гом и людьми. Но в конце концов народ Израиля достиг «страны прекрасной и просторной» (Шмойс, 3:8), которая была целью странствия.

История человечества подобна этой истории странствия через «пустыню великую и страшную», полную опасностей физических и духовных, – пустыню, где изо дня в день томится человек по воде, способной утолить духовную жажду. Однако в конце, вопреки всем раздорам и испытаниям, мы достигаем цели – земли обетованной, на которой – Б-жественное благословение, так что преисполнена она благом и безгранична.

И достигнув этой земли, мы оглянемся назад и увидим все стоянки во время нашего странствия именно тем, чем были они: вызовом и испытанием, открытием новых путей, а не помехой и задержкой в пути через пустыню. Мы найдем в них не ловушки и препятствия, чем они казались первоначально, а – ступени лестницы, поднимаясь по которым, мы смогли видеть значительно дальше. [4]
 
Сделал дело - иди по пустыне смело

В течение сорока лет странствий по пустыне у евреев не однажды было так, что в какой-то момент Вс-вышний говорил им остановиться и располагаться на стоянку. Каждый раз это были различные места, порой совершенно неприспособленные для долгого пребывания. К примеру, там не было достаточно ровного места, чтобы разложить мишкан – переносной Храм. Безусловно, мишкан раскладывали, но приходилось это делать со сложностями. Условно говоря, и колючки кругом, и кусты мешаются, и птички не поют, и за водой далеко ходить (хотя колодец всегда был неподалеку). Налицо были различные препятствия и неудобства, но Вс-вышний евреям говорил: остаемся здесь. И они послушно оставались. Всего стоянок за сорок лет странствий по пустыне было около сорока, и некоторые из них длились по году и даже по нескольку лет.

В те времена случались и противоположные ситуации: останавливались в замечательном месте, где все ровно, гладко и аккуратно. Вот евреи только расположились, а наутро Вс-вышний говорит: собираем вещи и идем дальше. О чем нам это призвано рассказать, что можно выучить из таких подробностей? Бывают места, где мы задерживаемся совсем ненадолго, но там так замечательно, что мы успеваем отдохнуть и прийти в себя. А бывает наоборот – масса неудобств, но мы там остаемся надолго. В таком, казалось бы, несоответствии, заложен глубокий смысл. По жизни каждый человек должен что-то свершить и у каждого есть в этом мире собственные искорки святости – это какие-то дела, которые мы должны сделать, как бы собрать эти искорки воедино. Где они бывают – решаем не мы, решает Вс-вышний.<...>

У человека в жизни бывают моменты, что мы не всегда понимаем, зачем он здесь. Иногда бывает так, что нам просто нужно здесь быть, сделать что-то, чего от нас хочет Вс-вышний. Тогда мы можем подняться на уровень выше и идти дальше. Пока мы здесь не доделали то, что должны доделать, нас не поднимут и мы не продвинемся. Бывает так, что мы учимся в каком-то ненужном институте, как нам кажется. Бывает, что мы непонятно чем занимаемся в том или ином месте. На самом деле, не все так просто. В том месте, где человек находится, он должен приложить максимум усилий для исполнения того, что от него требуется. Тогда Вс-вышний поднимает его дальше. Но это не означает, что наша жизнь похожа на синусоиду – вовсе нет, я категорически с этим не согласна. Наша жизнь совсем другая – мы в этом месте до конца все доделываем и идем дальше, опять до конца доделываем и движемся вперед. Это бывает более высокий уровень или совсем нижний, хотя прямой связи нет. Просто находясь в том или ином месте человек должен закончить все. Это как компьютерная игра: доиграв на этом уровне, переходишь на следующий, чуть выше. Конец игры – когда мы собрали все, что смогли, сделали максимум возможного. [5]
 
За пустыню - подарок
 
«<...> Из пустыни [отправились] в Матанну,» (Чис. 21:18)
 
Матана на иврите - подарок. Когда мы проходим пустыню, мы получаем подарок! И в этой жизни, и в Мире Грядущем! Евреи в пустыне получили большой подарок – Тору, а после пустыни - Эрец Исраэль
 
«из Матанны в Нахлиэль (Нагалиил), из Нахлиэля (Нагалиила) в Бамот (Вамоф),» (Чис. 21:19)
 
Слово "нахлиэль" на иврите - удел в Боге. Слово "бамот" - возвышения. Когда наш удел - Мессия (Христос), мы возвышаемся!
 
"Названия остановок евреев в их сорокалетних скитаниях по пустыне несут в себе информацию о пути еврейского народа в Истории. Но не только. В данном случае, говоря о переходе из остановки Мидбар (Пустыня) к остановке Матана (Подарок), Пятикнижие намекает на один из переходов во внутреннем мире человека."
 
"Тора, в причинно-следственной цепочке Мидбар – Матана, постулирует важнейший принцип. Если у человека достаточно внутренних сил отказаться от многолетней питаемой иллюзии, то он не просто завоюет Пустыню реальности, отказавшись от миража, но и более того – его ожидает Подарок." [6]
 
"И каждый, кто занят изучением Торы, – возвышается, как сказано: «А из Матаны – в Нахлиэль, а из Нахлиэля – в Бамот»»." (Пиркей Авот, 6:2)

"Как сказано: «А из Матаны...». Это цитата из Бемидбар, 21:19, где названы места, по которым проходили евреи во время странствий по пустыне. Матана на иврите – «дар», нахлиэль – «удел в Б-ге», бамот – «высоты». Раби Йегошуа бен Леви трактует этот стих таким образом: «После того, как была дарована Тора, их удел – Б-г. А поскольку их удел – Б-г, они возвысятся». (Прим. пер.)" [7] 
 
Источники
 
 
 
3. Сончино, там же
 
4. Любавический ребе (http://www.lechaim.ru/ARHIV/123/rebe.htm)
 
5. раббанит Авиталь Шпендик (http://toramizion.ru/sdelal-delo-idi-po-pustyine-smelo.html)
 
6. рав Михаэль Гитик (http://mmgitik.com/index/za_pustynju_podarok/0-278)