понедельник, 27 августа 2018 г.

ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ БЫЛО СТРОИТЬ ЖЕРТВЕННИК ИЗ ТЕСАНЫХ КАМНЕЙ?

«если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не сооружай его из тесаных, ибо, как скоро наложишь на них тесло (меч, железный инструмент) твое, то осквернишь их;» (Исх. 20:25)

Почему нельзя было делать жертвенник из тесаных камней? Чтобы рука человека не касалась его. На нем должна быть только рука Всевышнего!

Точно так же и по отношению к духовному жертвеннику - мы не должны вносить свое в служение Богу!

Комментарии

Жертвенник Господу, сложенный из камней, должен в наименьшей степени быть делом рук человеческих: камни для него берутся в своей изначальной, природной форме. Этот жертвенник — символ общества Господня, войти в которое человек должен сразу, как только уверует и совершит покаяние в грехах. Если же он пожелает прежде совершенно исправиться своими силами, считая, что без этого не сможет быть принят Господом, то будет постоянно откладывать свое вступление в общество Господне, уподобляясь «обтесываемому камню», и неизвестно, окажется лив нем когда-либо вообще.

Здесь можно усмотреть также и иной смысл: каждый должен сохранять свою неповторимость, индивидуальность, ибо сообщество верующих —«дом духовный» — не предполагает и даже не терпит нивелирования личности («обтесывания камня»):


«и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.» (1 Пет. 2:5)
(Дмитрий Щедровицкий http://www.shchedrovitskiy.ru/PentateuchOfMoses.php?page=24)

"Разрешается воздвигать жертвенник из камней, однако камни должны быть необработанными. На камнях должен лежать отпечаток работы Всевышнего, но не дел рук человека.

железо - букв. "меч". Или: "железный инструмент". Талмуд следующим образом объясняет этот запрет: "Железо сокращает жизнь, а жертвенник призван удлинять ее. Меч или любое другое железное орудие является символом борьбы, а жертвенник символизирует покой и мир между Всевышним и человеком, человеком и его ближними"." (Сончино http://machanaim.org/tanach/b-shemot/indb05_2.htm)

Рабан Йоhанан бэн Закай предлагает следующее толкование. Он говорит: "Вот он (текст Торы) говорит: "Из цельных камней построй". Что же такое: "эвэн-шлема" (6:7)?" И он толкует так: "Это те камни, которые приносят мир. И тогда - это как бы уже "коль вахомер", то есть, - это от легкого к сложному, тяжелому. Если про камни жертвенника, которые не видят и не слышат, и не разговаривают, за то, что они приносят мир между Израилем и их Отцом, который в Небе, Всевышний сказал: "Не замахивайся на них железом", то тот, кто приносит мир между человеком и его женой; между городом и городом; между народом и народом; между правительством и правительством; между семьей и семьей - во сколько же раз более он будет защищен от бедствий!" Такое вот неожиданное рассуждение. То есть, получается, что жертвенник выступает, как особое построение, с двух сторон: в первой драше он продлевает жизнь и поэтому негоже, чтобы над ним совершал насилие тот, кто сокращает жизнь; а во второй драше мы видим, что жертвенник укрепляет мир во всех слоях и поэтому он находится под защитой. И отсюда, от жертвенника, вдруг рабан Йоhанан бэн Захай уходит вообще ко всем тем людям, которые приносят мир в отношениях между людьми, группами, народами и т.д.

Остался без ответа вопрос о том, почему же все-таки жертвенник нельзя строить из тесаных камней? То есть, технический ответ получен: потому, что такова инструкция, а в отношении остальных частей Храма такой инструкции нет, и, следовательно, их можно строить из тесаных камней. Но как же так может быть? Ведь в самом Храме тоже стоял жертвенник, золотой, совсем рядом с перегородкой (завесой), которая отделяла Свята Святых, и там тоже можно было приносить жертвы. Правда, сам этот жертвенник был золотой, но все это сооружение можно было строить из тесаных камней. Почему? Возможно, что на самом жертвеннике специально приносятся жертвы, и в этой части все объяснено и не противоречит инструкции, а строение - не обладает таким свойством. Хотя можно было бы думать, что там - Божественное Присутствие, что еще важнее. "Мусар Навиим" предлагает такое объяснение, что запрещается строить жертвенник из материала, на который замахивают железо, для того, чтобы показать народу, что тот, кто опирается на силу меча, тот не имеет доли в Святости. Жертвенник - это воплощение Святости: приносится в жертву животное, и оно становится освященным. И поэтому нельзя, чтобы там хозяйничало железо; жертвенник будет негодным, если там активную роль будет играть железо. Да, но как же объяснить то, как обстоит дело с остальными частями? Он говорит на это, что то, что происходит внутри Храма, где приносятся тоже какие-то жертвоприношения, отличается тем, что там никогда не бывает индивидуальных жертвоприношений, а только общественные. А общественные - это совсем другое дело. Там этого запрета пользоваться железом нет и быть не может; такой запрет касается только индивидуальных жертвоприношений. На большом жертвеннике, который стоял во дворе Храма и который полагалось строить из нетесаных камней, приносят и индивидуальные жертвоприношения, которые количественно преобладают, и общественные, и поэтому там такое ограничение необходимо было поставить. (Лекции д-ра Зеева Дашевского http://www.machanaim.org/tanach/_da_ml/ml_13.htm)

Почему нельзя было всходить по ступеням к жертвеннику?
 
«и не всходи по ступеням к жертвеннику Моему, дабы не открылась при нем нагота твоя.» (Исх. 20:26)

Служение Господу требует соблюдения правил нравственности и целомудрия в противоположность развратному служению Ваалу, Астарте и другим ханаанейским божествам, в чьих святилищах практиковался «священный блуд» якобы для умножения плодородия земли и скота. Поэтому буквальный смысл приведенного предписания ясен: следует соблюдать предосторожности при служении, в том числе «не восходить по ступеням» к жертвеннику, чтобы не была видна даже нижняя одежда священника (о ней см. Исх. 28, 42–43). К жертвеннику следовало восходить не по ступеням, а по наклонному настилу, символизирующему постепенность духовного роста, соотнесенного с индивидуальными способностями и возможностями каждого. (Дмитрий Щедровицкий http://www.shchedrovitskiy.ru/PentateuchOfMoses.php?page=24)