«Йеред (Иаред) жил сто шестьдесят два года и родил Ханоха (Еноха). По
рождении Ханоха Йеред жил восемьсот лет и родил сынов и дочерей. Всех
же дней Йереда было девятьсот шестьдесят два года; и он умер. Ханох жил
шестьдесят пять лет и родил Метушелаха (Мафусала). И ходил Ханох пред
Богом, по рождении Метушелаха, триста лет и родил сынов и дочерей. Всех
же дней Ханоха было триста шестьдесят пять лет. И ходил Ханох пред
Богом; и не стало его, потому что Бог взял его.» (Быт. 5:18-24)
Имя Ханох (Енох) означает "благородное воспитание".
"... Онкелос в своем переводе поясняет: "Ханох ходил со страхом перед
Всевышним". Таргум Йерушалми предлагает следующий вариант: "Служил с
трепетом перед Всевышним". В любом случае, в то время, как жизнь других
людей представляла собой существование и физическое сохранение вида,
Ханох жил с постоянным ощущением Присутствия Всевышнего и
непосредственного общения с Богом в ту эпоху, когда мораль и высокие
принципы были почти забыты. Идиома "ходить пред Всесильным" используется
всякий раз, когда Тора хочет подчеркнуть праведность всей жизни целиком
и каждого ее отдельного мгновения кого-то из выдающихся людей. Само по
себе это выражение создает образ человека, который стремится постоянно
находиться в Присутствии Всевышнего, и Всевышний отвечает на это
стремление. Аналогичное выражение характеризует Ноаха (6:9)." (Сончино)
Ноах (Ной) ходил перед Всевышним (Быт. 6:9).
У пророков мы читаем:
«О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь:
действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно
ходить пред Богом твоим.» (Мих. 6:8)
«Закон (Тора) истины был(а) в устах его, и неправды не обреталось на
языке его; в мире и правде он ходил со Мною и многих отвратил от греха.»
(Мал. 2:6)
- - -
«Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его,
потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он
свидетельство, что угодил Богу.» (Евр. 11:5)
"Крупный иудейский комментатор Библии Филон Александрийский считал Еноха
великим образцом покаяния. Покаяние увело его от жизни безбожной к
жизни, которая ходит перед Богом.
Из простого факта о жизни Еноха, изложенного в Ветхом Завете, автор
Послания к Евреям делает вывод о том, что он вовсе не умирал и что Бог
каким-то таинственным образом взял его к Себе. В эпоху разврата и греха
Енох ходил перед Богом. Именно потому, что он ходил перед Богом, в то
время как другие люди удалялись от Него, Енох с каждым днем приближался к
Нему, и восхищение было шагом, приведшим его в непосредственное
присутствие того Бога, пред Которым он все время ходил.
Думая об Енохе, мы обязательно думаем о различном отношении к своему
земному концу. Абсолютная безмятежность, получившая отражение в
сообщении об Енохе в Ветхом Завете, предвосхищает отношение к смерти
христиан. Смерть неизбежна и борьба против нее ничего не принесет.
Христиане видят в смерти переход - не конец, а лишь этап на пути; не
дверь закрывающуюся, а дверь открывающуюся. Есть люди, для которых,
подобно Еноху, смерть - это вступление в непосредственное присутствие
Того, с Которым они так долго жили. Если мы жили со Христом, мы можем
умереть с уверенностью, что мы идем туда, где вечно будем с нашим
Господом." (У. Баркли)
«А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к
Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.» (Евр. 11:6)
Традиция
"В Аггаде Ханох — один из ламед-вав цаддиким — праведников, которые
попали в рай, миновав мучения смерти; там ему было дано имя Великий
писец Метатрон (Таргум Иер. к Быт. 5:4). Ханох — центральная фигура в
некоторых мидрашах, в частности, в «Сефер Ханох» («Книга Ханоха») и в
«Хаей Ханох» («Жизнь Ханоха»). Ханох жил в уединении, но ангел повелел
ему идти к людям, чтобы наставить их на пути Бога. Он учил людей… на
земле царили мир и процветание. За его труды Бог решил сделать его царем
небесных ангелов. Ханох поднялся на небо в пламенной колеснице, Бог
облек его в великолепные одежды, возложил на его голову корону и открыл
перед ним все двери мудрости; Он преобразил тело Ханоха в пламень и дал
ему имя Метатрон." (Электронная еврейская энциклопедия
http://www.eleven.co.il/article/14445)