вторник, 28 августа 2018 г.

ТАЙНА ФИМИАМ - БЛАГОВОНИЙ

«И сделай жертвенник для приношения курений, из дерева шиттим (ситтим) сделай его: длина ему локоть, и ширина ему локоть; он должен быть четыреугольный; а вышина ему два локтя; из него [должны выходить] роги его; обложи его чистым золотом, верх его и бока его кругом, и роги его; и сделай к нему золотой венец вокруг; под венцом его на двух углах его сделай два кольца из золота; сделай их с двух сторон его; и будут они влагалищем для шестов, чтобы носить его на них; шесты сделай из дерева шиттим (ситтим) и обложи их золотом. И поставь его пред завесою, которая пред ковчегом откровения, против крышки, которая на [ковчеге] откровения, где Я буду открываться тебе.» (Исх. 30:1-6)

шиттим - акация

длина ему локоть, и ширина ему локоть; он должен быть четыреугольный; а вышина ему два локтя - прибл. 0,5 м x 0,5м x 1м

«На нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады (очищает светильник), будет курить им; и когда Аарон зажигает лампады (светильник) вечером, он будет курить им: [это] - всегдашнее курение пред Господом в роды ваши. Не приносите на нем никакого иного курения, ни всесожжения, ни приношения хлебного, и возлияния не возливайте на него. И будет совершать Аарон очищение над рогами его однажды в год; кровью очистительной [жертвы] за грех он будет очищать его однажды в год в роды ваши. Это святыня великая у Господа.» (Исх. 30:7-10)

«И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти (натаф), ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего половину, и сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый, и истолки его мелко, и полагай его пред [ковчегом] откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас;» (Исх. 30:34-36)

34. бальзама - Мудрецы идентифицируют этот компонент с "гильадским бальзамом" 

и шхелета - Состав, добываемый из моллюска, обитавшего в Красном море

и хельбены - Сок травы, произрастающей в Малой Азии и Персии.

Согласно традиции, количество благовонных веществ было 11. Это, как указывает Раши, - "бальзам и оних, галбан и ливан, мирра, кассия, корень нерда и шафран, всего восемь, так как "корень" и "нерд" — одно (название); кост, камедь и корица, всего одиннадцать (составных частей)".

"В эпоху Второго храма приготовление фимиама для культовых целей было монополией священников из дома Автинаса, которые держали его производство в тайне." (http://www.eleven.co.il/article/14284)

В талмудическом трактате «Юма» говорится, что женщины из рода Автинаса, который изготовлял ароматные смеси для храмовых воскурений, «никогда не душились, а если мужчина из этого дома брал в жены представительницу другого рода, непременным условием женитьбы было воздержание от всякой парфюмерии. Дабы быть им «чистыми в глазах Б-га и Израиля».» (http://www.chassidus.ru/nedelnaya_glava/besedy/matoys.htm)

35 курительный состав, стертый, чистый, святый - Наши молитвы также должны быть духовно чистыми и святыми. 

«Благовонные вещества» — таким словосочетанием переведено древнееврейское סמים ‹сами́м›, означающее определенные ароматные травы. Эти травы служат указанием на состояние души, которое должно сопровождать молитву: искренность без малейшей примеси фальши. Аромат трав обладал свойством заглушать все иные запахи, подобно тому, как искренность изгоняет всякое лицемерие.

«Стакти» — благовонная смола, стекающая в виде ароматных капель с дерева стиракса, называемого по-древнееврейски 
נטף ‹ната́ф› — «источающее». В символическом смысле «стакти» может означать очистительные слезы покаяния или умиления, сопровождающие молитву.

«Халван» — застывший млечный сок экзотического растения «гальбена», по-древнееврейски 
הלבנה ‹г̃эльбена́› — «убеляющий». Он означает то «убеление» души и очищение совести, которые достигаются путем искренней, действенной молитвы.

«Ливан» — как уже было сказано выше, это ладан. Его получают из прозрачной густой жидкости, выделяющейся из коры определенного кустарника. После застывания смола приобретает бело-желтый цвет, почему и называется по-древнееврейски 
לבנה ‹левона́›, «белая». Как и в предыдущем случае, слово происходит от корня לבן ‹лава́н›, «белый». Однако если «халван» указывает на процесс очищения души, достигаемого во время молитвы, то «ливан», упомянутый после него, символизирует чистоту самой молитвы, исходящей из глубины уже «убеленной», восходящей к престолу Божьему, души.

«Оних» добывался из древних каменных пород. По-древнееврейски онназывается 
שחלת ‹шэхе́лет›, от глагола שחל ‹шаха́ль› — «быть острым». В истолченном виде оних добавлялся в курение. Он символизирует ту греховную, «окаменелую», «непробиваемую» «оболочку» сердца, из-за которой пророки Господни  именовали сердце необращенного человека «каменным»:

"И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное." (Иез. 36, 26)

Эта «затверделость», «окаменелость» сердца как бы мешает ему биться в унисон с ритмом Божественной любви, делает его закрытым для добрых побуждений. И поэтому оних сжигают на огне, означающем порыв жаркой любви ко Всевышнему, огненный взлет чувства и мысли к Богу:

"Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее…" (Песн. П. 8, 7)

Окаменевшую оболочку «стирают в прах», измельчают в знак освобождения души и сердца от «окаменелости», внутренней замкнутости, греховной сосредоточенности на эгоистических нуждах. И вот сердце, покинув «каменную кожуру», открывается в молитве перед Возлюбленным своим: оно скинуло стеснявшую, сдавливавшую оболочку и «расширилось», вмещая Бога, ближних и весь мир. Вспомним еще раз стих псалма, уже не раз приводившийся нами:

"Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое." (Пс. 118, 32)

Итак, молитва содержит в равной доле («поровну») искренность намерения («благовонные вещества»), слезы покаяния («стакти»), убеляющую силу благодати («халван душистый»), чистоту («чистый ливан») и освобождение от пут эгоистического «окаменения» — свободу в Боге («оних»). Все эти пять частей «перемешаны» — только в совокупности они приводят душу в подлинное молитвенное состояние…

Интересно, что кроме четырех растительных компонентов в состав курения входил и пятый — минеральный («оних»).
 (Дмитрий Щедровицкий. Введение в Ветхий Завет http://www.shchedrovitskiy.ru/PentateuchOfMoses.php?page=28)  

ТАЙНА ГАЛЬБАНА

Ученик Бааль Шем Това, рабби Менахем Нахум Тверский, в своей книге «Меор Эйнаим» задает вопрос: «Кто же он, тот человек, в заслугу которого поднимается молитва общины?». Объясняет «Меор эйнаим», что в состав Храмового воскурения входят 11 компонентов. И  одиннадцатый компонент — это гальбан (обладающий наиболее наприятным из всех запахом). Тот, кто удостаивается почувствовать себя «гальбаном» - ощутить, что он наиболее незначительный, самый скверный из всех — именно он поднимает молитву всей общины.

Геула, Освобождение, - готово прийти каждое мгновение. Наше освобождение, освобождение Израиля, может прийти сегодня!  В эту минуту! Если каждый из нас решит про себя: «Я— самый незначительный человек во всем мире», и что «нет никого, ниже меня»,  - если каждый решит, что он — самый маленький, тогда Геула придет сегодня, потому что единственное, что задерживает Освобождение — это наша гордыня. Человек находится в предубеждении, что он — более важен, чем другой; что он понимает больше, чем другой. И эта стигма является тем, что задерживает Освобождение.

Человек — это комок  гордыни. Уже с момента своего рождения он переполнен гордыней. Он думает, что он самый умный, самый осмотрительный, он постоянно стремиться находиться в наиболее престижном обществе, с наиболее значительными людьми. И даже, если он находится с людьми низкими и незначительными, он говорит себе: «Я нахожусь среди значительных людей. Именно они — самые значительные. А я, разумеется, значительнее всех!»

Человек должен знать: «Я — самый ничтожный, самый скверный. Нет никого ниже меня. Мне не полагается совершенно ничего. У меня нет никаких претензий ни к одному человеку - Почему мне не дали это» Почему меня не ценят? Почему так? Почему сяк? Почему ко мне так относятся? - У меня нет никаких претензий вовсе.

Раби Леви Ицхак из Бердичева имел обыкновение рассказывать об одном большом праведнике, который никогда не опаздывал на миньян (общественную молитву). Но однажды случилось нечто неожиданное. Он пришел на миньян как всегда вовремя, но тут же исчез, а вернулся только через полчаса. Когда прихожане спросили у него, что же произошло, этот праведник  объяснил: «Я никогда не начинаю молиться, пока не убеждаюсь, что я — хуже всех из присутствующих в синагоге. Я хуже этого, и того, и того. Этот произносит Псалмы больше меня, этот -  плачет над Псалмами  больше меня; этот рыдает во время молитвы; этот — дает пожертвования больше меня. Я не начинаю молитву, пока мне не  становится ясно, что все — лучше меня: Этот сдерживает гнев и прощает обиды; этот — сидит целый день, облаченный в талит и тфиллин и учит Тору — неважно, понимает он выученное или нет — он не оставляет своего места! Я всегда должен убедиться, что я — самый незначительный из всех!

Сегодня я пришел в синагогу и увидел человека, про которого весь город говорит, что он совершил тяжкий грех. Увидев его, я опешил. Я сказал себя. Как мне убедить себя, что я хуже его? Ведь он ТАКОЕ натворил! Я сказал себе: «Как бы то ни было, у меня есть правило: я не начинаю молитвы. Пока не убеждаюсь, что я — хуже всех присутствующих». Поэтому я вышел на полчаса. Я стал перебирать сотни возможностей, в чем я хуже его. Но ни одна из них меня не убеждала.

Тогда я взмолился: «Владыка мира! Я не могу начать молитву в миньяне. У меня есть правило: я не могу начать молитву, пока я не знаю, что я — самый незначительный из всех. И тут меня осенило. Я понял, в чем этот человек лучше меня.: Если бы я совершил такое преступление, я бы не решился показаться в синагоге. Сидел бы тихонько в своем уголке, ожидая пока эта история забудется. А он нашел в себе мужество — несмотря на то, что все перешептываются и судачат о нем — он преодолел себя и пришел в синагогу! И он молится и кричит в молитве, как будто ничего не произошло. Я бы не мог решиться на такое. И уже в этом он лучше меня.

Раби Нахман говорит, что смирение  и кротость вовсе не означает быть «шлемазеле» (неудачником), вовсе не означает быть лентяем! Смирение и скромность — это вера в то, что вся моя жизненная сила — от Творца благословенного; каждый мой вздох — от Него! Каждый глоток воздуха, который я вдыхаю — от Него; каждое слово, которое я произношу — от Него! Творец дает мне силу говорить!

Смирение не означает быть «шлемазеле», не означает спать целый день. Напротив: смирение — это вся жизненная энергия, это вся моя радость. Чем больше в человеке смирения, тем в больше у него радости; больше жизненных сил! Он более энергичен, он больше успевает. Ведь у гордеца  нет никакой жизненной силы. Стоит ему потерпеть малейшую неудачу, или какая-то мелочь раздражает его  - он уже не может двигаться. У него нет никакой радости! Он уже впал в отчаяние, он уже опустил руки. Но тот, кто полон смирения, тот, кто ощущает собственную незначительность — тот находится на вершине радости.

Ничто не может остановить его! Он желает лишь доставлять радость Творцу благословенному — ничто не может остановить его. В святой книге Зоар говорится, что благодаря одному городу или благодаря одной общине придет Освобождение.. Может быть, что одна община, которая приведет свет Освобождения. Что же это за община? Что же это за община, которая приведет Освобождение, приведет Машиаха, приведет возрождение мертвых? - Это та община, та синагога, в которую все приходят с воистину сокрушенным сердцем, с подлинным смирением. Те люди, которые молятся в этой синагоге, - сердца их  воистину сокрушены, и каждый из них чувствует себя «гальбаном» всего народа Израиля. Они чувствуют, что их молитвы не поднимаются, и они приходят молиться лишь потому, что так повелел Творец! Эти люди, чьи сердца  сокрушены до предела, которые чувствуют свою предельную незначительность — эта община удостоится привести Освобождение (рав Элиэзер Бен Атья https://www.breslev.co.il).

Коэн а-гадоль (первосвященник) совершал благовонное курение ежедневно, утром и вечером:

«И сожигают они Господу всесожжения каждое утро и каждый вечер, и благовонное курение, и полагают рядами хлебы на столе чистом, и [зажигают] золотой светильник и лампады его, чтобы горели каждый вечер, потому что мы соблюдаем установление Господа Бога нашего, а вы оставили Его.» (2 Пар. 13:11)

В Йом-Кипур коэн а-гадоль (первосвященник) совершал воскурение в Святое Святых:

«и возьмет горящих угольев полную кадильницу с жертвенника, который пред лицем Господним, и благовонного мелко истолченного курения полные горсти, и внесет за завесу; и положит курение на огонь пред лицем Господним, и облако курения покроет крышку, которая над [ковчегом] откровения, дабы ему не умереть;» (Лев. 16:12-13)

За что погибли два сына Аарона - Надав и Авиhу? 

«Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним.» (Лев. 10:1-2)

Цель всех корбанот - жертвоприношений в мишкане, а затем в Иерусалимском храме - приблизиться к Богу. Приблизиться к Богу - значит, быть послушным Ему. Надав и Авиhу сделали то, что Ашем не поручал им - воскурение должен совершать только коэн а-гадоль. Оно не было добровольным. Почему они не обратились к Моше, не посоветовались? Они воскурение превратили в "чуждый огонь". Как важно слушаться Бога!

«И отвечал Шмуэль (Самуил): неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов;» (1 Цар. 15:22)

«Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца,» (1 Пет. 1:22)

"Мидраш обращает внимание на то, что сразу же за рассказом о смерти Надава и Авиhу Тора говорит о запрете коhенам служить в Храме, если они пили вино или другие опьяняющие напитки. Из этого делается вывод, что преступление Надава и Авиhу состояло именно в этом: они вошли в Мишкан, выпив вино. Но мидраш часто не допускает буквального понимания: трудно предположить, что праведные люди, какими были Надав и Авиhу, могли находиться в состоянии опьянения в день начала служения в Мишкане. Скорее всего, мидраш указывает на то, что сыновья Аhарона руководствовались в большей степени чувствами, чем разумом и, будучи возбуждены от радости и необычности всего произошедшего, не смогли поступить правильно. В соответствии с другим мнением, также приведенным в мидраше, преступление Надава и Авиhу состояло в том, что они не захотели обратиться ни к Моше, ни к Аhарону и сами решили, как должна быть исполнена эта заповедь. Они считали, что могут лучше руководить народом, чем Моше и Аhарон." (Сончино http://machanaim.org/tanach/c-vaikra/indc03_1.htm)

И мы видим, что чем выше служение, тем больше и ответственность. В Талмуде сказано: "Всевышний спрашивает с праведников за все проступки, даже за такие, что не толще волоска".

Всевышний обличал Израиль, при беззакониях воскурение - неугодно, как и празднование шаббата и новомесячий:

«Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование!» (Ис. 1:13)

В Числах 16 гл. 250 человек - сообщников Кораха (Корея) - были наказаны за то, что принесли курение: 

«И вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение. И сказал Господь Моше (Моисею), говоря: скажи Елеазару, сыну Аарона, священнику, пусть он соберет кадильницы сожженных и огонь выбросит вон; ибо освятились кадильницы грешников сих смертью их, и пусть разобьют их в листы для покрытия жертвенника, ибо они принесли их пред лице Господа, и они сделались освященными; и будут они знамением для сынов Израилевых. И взял Елеазар священник медные кадильницы, которые принесли сожженные, и разбили их в листы для покрытия жертвенника, в память сынам Израилевым, чтобы никто посторонний, который не от семени Аарона, не приступал приносить курение пред лице Господне, и не было с ним, что с Кореем и сообщниками его, как говорил ему Господь чрез Моше (Моисея).» (Чис. 16:35-40)

О наказании царя Озии: 

«Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель [его], и он сделался преступником пред Господом Богом своим, ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить [фимиам] на алтаре кадильном. И пошел за ним Азария священник, и с ним восемьдесят священников Господних, людей отличных, и воспротивились Озии царю и сказали ему: не тебе, Озия, кадить Господу; это [дело] священников, сынов Аароновых, посвященных для каждения; выйди из святилища, ибо ты поступил беззаконно, и не [будет] тебе это в честь у Господа Бога. И разгневался Озия, - а в руке у него кадильница для каждения; и когда разгневался он на священников, проказа явилась на челе его, пред лицем священников, в доме Господнем, у алтаря кадильного. И взглянул на него Азария первосвященник и все священники; и вот у него проказа на челе его. И понуждали его выйти оттуда, да и сам он спешил удалиться, так как поразил его Господь. И был царь Озия прокаженным до дня смерти своей, и жил в отдельном доме и отлучен был от дома Господня. А Иоафам, сын его, начальствовал над домом царским и управлял народом земли. Прочие деяния Озии, первые и последние, описал Исаия, сын Амоса, пророк.» (2 Пар. 26:16-22)

Молитва - как фимиам (воскурение - кторет):

«Да направится молитва моя, как фимиам (воскурение - кторет), пред лице Твое, воздеяние рук моих - как жертва вечерняя.» (Пс. 140:2)

"Мидраш Танхума устанавливает, что еврейское слово кторет составляет акростих, состоящий из начальных букв следующих четырех еврейских слов: К — «кдуша» (святость), Т — «таара» (чистота), Р — «рахамим» (милость) и Т — «тиква» (надежда)." (http://www.moshiach.ru/lesson/prayer/1120_64_19.html) 

"А в Иерусалиме даже невесты не пользовались ароматизированной косметикой, потому что воздух в городе был буквально пропитан запахом кеторет (благовоний), исходящим из Храма." (Талмуд. Трактат Йома. Лист 39 http://www.evrey.com/sitep/talm/index.php3?trkt=yomah&menu=82#36)

«Приму вас, как благовонное курение, когда выведу вас из народов и соберу вас из стран, по которым вы рассеяны, и буду святиться в вас перед глазами народов.» (Иез. 20:41)

«Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать в Мессии (во Христе) и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте.» (2 Кор. 2:14)

«Ибо мы Мессии (Христово) благоухание Богу в спасаемых и в погибающих:» (2 Кор. 2:15)

«и живите в любви, как и Мессия (Христос) возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.» (Еф. 5:2)

«Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, [как] благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу.» (Фил. 4:18)

«И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога.» (Откр. 8:3-4)