пятница, 31 августа 2018 г.

СВИНЬЯ ЗАГРЯЗНЯЕТ ДУШУ!

«всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте;» (Лев. 11:3)
 
"Тора приводит признаки, определяющие принадлежность животного к видам, разрешенным для употребления в пищу. В книге Дварим перечисляются некоторые из видов животных, которых запрещено есть. Для того, чтобы животное можно было употреблять в пищу, оно должно обладать следующими признаками: 1) его копыта должны быть раздвоены; 2) копыта должны быть расщеплены; 3) оно должно отрыгивать жвачку. Одно из объяснений, почему именно таких животных разрешено употреблять в пищу, заключается в том, что эти признаки исключают все те виды животных, которые являются хищниками или травоядными, но обладающими агрессивным характером." (Сончино http://machanaim.org/tanach/c-vaikra/indc03_2.htm)
 
Какой духовный урок для нас? "Моральный или аллегорический смысл указанного правила о различении четвероногих животных, по блаж. Феодориту (вопр. 11), таков: «раздвояющее копыто означает различение дел добрых и противоположных им, сверх же сего жизнь не в настоящем только веке, но и в будущем, и предоставление одному веку только необходимого, а другому всего, т. е. души и тела, и относящегося к телу. А отрыгающее жвание означает поучение в божественных словесах»." (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm)
 
"... высокие силы, пусть даже и животной души, недопустимо вкладывать в грубую материальность – "в землю". Хасиды рассказывают, что одному еврею, который, был одаренным человеком, но с увлечением занялся торговлей калошами, ребе Рашаб однажды сказал: "Видел я многих, у кого в калошах ноги, но впервые вижу человека, у которого в калошах… голова!"
 
"Однако самого по себе признака "раздвоенного копыта" недостаточно. Необходимо также наличие второго признака – "жвачности". Каждое действие, которое еврей намеревается совершить, должно быть как следует "разжеванным" – обдуманным." (Рога и копыта http://www.ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/1827079)
 
НЕЧИСТАЯ ПИЩА (СВИНЬЯ И ДР.) ЗАГРЯЗНЯЕТ И ТЕЛО, И ДУШУ! 

«и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас;» (Лев. 11:7)
 
НЕЧИСТАЯ ПИЩА (СВИНЬЯ И ДР.) ЗАГРЯЗНЯЕТ ЧЕРЕЗ КРОВЬ И ДУШУ, ПОТОМУ ЧТО "ДУША ТЕЛА В КРОВИ" (ЛЕВ. 17:11)! И ЧТОБЫ ОЧИСТИТЬ ДУШУ, НУЖНО ОЧИСТИТЬ И ТЕЛО! 
 
В духовном смысле не жевать жвачку - не разжевывать пищу: 
 
«Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших.» (Евр. 4:2)
 
"Итак знай, что демоны не имеют власти даже над свиньями, и тем более над людьми, если не попустит Бог. Но знай и то, что в людей, живущих по-свински и валяющихся в тине чувственных удовольствий, вселяются демоны, которые низвергают их с стремнин погибели в море сей жизни, и они утопают." (Феофилакт Болгарский http://rusbible.ru/books/mk.fb.html#5)

Еврейские комментарии


И определенные кушанья Тора запретила только потому, что они оскверняют чистую постигающую душу, снижают ее восприимчивость. Из-за них притупляется острота мысли, возникают дурные страсти, поскольку неподходящие кушанья порождают в теле неподходящие жидкости, пробуждающие дух нечистоты, а он уже оскверняет мысли и поступки, отталкивая дух чистоты, о котором умолял Давид (Теилим, 51): «И дух Твоей святости не забирай от меня!» А в другом месте он просит: «Чистое сердце сотвори мне, Б-же, и дух, готовый служить Тебе, обнови в моем сердце». Именно по этой причине благословенный Б-г говорит: «Не загрязняйте своих душ всеми кишащими пресмыкающимися и не оскверняйтесь ими», — то есть, смысл пищевых запретов состоит именно в предохранении от отупения и осквернения.

Тора не говорит о запрещенных кушаньях как о «вредных» или «болезнетворных» — она называет их «нечистыми» и «отвратительными», ясно показывая, что они запрещены из-за заботы о душе человека, а не о здоровье его тела. А для здоровья, ясности и чистоты мыслей и души необходимо, чтобы очистился весь состав тела, чтобы кровь, порождаемая пищей, была легкой и прозрачной, а не грубой, плотной и несбалансированной, как бывает при употреблении запрещенных кушаний.

Кроме того, в те времена, о которых говорит Тора, запрещенные кушанья предпочитали идолопоклонники. В Индии и сегодня запрещено есть коров и овец, как отмечает Рамбам в Морэ невухим. А в других странах запрещенные кушанья употребляют как важную часть церемонии при служении идолам. Именно поэтому все они названы «отвратительными», поскольку этим словом в Торе обозначается поклонение идолам.

Итак, стало ясно, что запрещенные виды пищи объявлены таковыми ради заботы о совершенстве и здоровье души, и не ради тела. (Дон Ицхак Абарбанель http://toldot.ru/tora/articles/articles_21389.html)
 
Вероятно, Творец природы и человека, приказав своему народу: «Будьте святы», — запретил евреям есть сало, кровь и некоторые виды животных, потому что эта пища уменьшает восприимчивость человека к святости, удаляет от нее.
 
Существует также взаимосвязь между тем, что мы едим, и нашей сущностью, нашей психикой и характером. Новая наука — диетопсихология — может уже немало сказать о влиянии пищи на поведение человека. Так, скажем, ученые поинтересовались, чем питался обслуживающий персонал немецких концлагерей. Выяснилось: в основном, свиной кровяной колбасой.
 
Мы знаем, что алкоголь опьяняет. Действует он на человека быстро. Есть вещества, действие которых медленно и не столь очевидно.
 
Комментатор Торы Рамбан пишет, что некашерная пища наносит вред душе, духовному складу человека и ожесточает сердце.
 
«…Не ешьте их… и будьте святы, ибо Я свят». Эти слова указывают на связь между соблюдением кашрута и формированием душевных качеств человека, потому что приведенный стих призывает подражать Всевышнему («будьте святы, ибо Я свят») и увязывает это со словами «не ешьте их». (Ицхак Зильбер http://toldot.ru/tora/articles/articles_174.html)
 
ПОЧЕМУ АИСТ НЕЧИСТ?
 
"А ЭТИХ СТОРОНИТЕСЬ СРЕДИ ПТИЦ, ИХ НЕ ЕШЬТЕ, ОНИ НЕСЪЕДОБНЫЕ…И АИСТА..." (Ваикра - Левит, 11:13—19) 

Талмуд (Хулин) объясняет, что белый аист на иврите называется «хасида», потому что делает добро, хесед, для своих друзей. 

А Рамбан пишет, что птиц, перечисленных в этом разделе, запрещено есть из-за их жестокости. Но если так, почему нельзя есть аиста? 

Хидушей аРим отвечает: аист делает добро только своим друзьям. И поскольку не делает его посторонним, считается нечистым. Хесед надо делать всем, не только друзьям. (рав Зелиг Плискин, из цикла «Если хочешь жить достойно» 
http://toldot.ru/tora/articles/articles_21398.html)
 
«И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.» (Лук. 6:32-38)