понедельник, 27 августа 2018 г.

ДРЕВО МОИСЕЯ, КОТОРОЕ СДЕЛАЛО ИЗ ГОРЬКОЙ ВОДЫ СЛАДКУЮ

Когда евреи вышли из Египта, в Маре (Мерре) было испытание: горькая вода. Но совсем недалеко был Эйлим (это слово означает "сильный"), где было двенадцать источников воды (по числу колен Израилевых) и семьдесят финиковых дерев (по числу старейшин). Нужно было немного потерпеть...
 
«Пришли в Мару (Мерру) - и не могли пить воды в Маре (Мерре), ибо она была горька (иврит - марим), почему и наречено тому [месту] имя: Мара (Мерра). И возроптал народ на Моше (Моисея), говоря: что нам пить? [Моше] возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там [Бог] дал [народу] устав и закон и там испытывал его.» (Исх. 15:23-25)
 
ВНАЧАЛЕ, ПОСЛЕ ИСХОДА ИЗ ЕГИПТА, НЕ СЛАДКАЯ, А ГОРЬКАЯ ВОДА.
НЕ 12 ИСТОЧНИКОВ ВОДЫ И 70 ФИНИКОВЫХ ПАЛЬМ, А ИСПЫТАНИЕ.
 
ПУТЬ К БОГУ ЛЕЖИТ ЧЕРЕЗ ИСПЫТАНИЯ, СТРАДАНИЯ, СКОРБИ, ЧТОБЫ УКРЕПИТЬ ВЕРУ. КАК ВАЖНО НАМ В ИСПЫТАНИЯХ В СМИРЕНИИ ВЗЫВАТЬ К БОГУ!
 

Комментарии

 
"Когда же Моисей извел сынов Израилевых из земли Египетской и провел их чрез Чермное море, то Бог, хотя привести их туда, где было семьдесят финиковых деревьев и двенадцать источников воды, сперва привел их в Мерру, где народ скорбел, не находя что пить, ибо та вода была горька, и уже через Мерру привел их на место семидесяти финиковых деревьев и двенадцати источников воды. Так и душа, когда перестанет исполнять грехи на самом деле и перейдёт мысленное море, сперва должна потрудиться в подвигах и многих скорбях, и так через скорби войти в святой покой: ибо многими скорбьми подобает нам внити во царствие Божие (Деян. 14, 22)." [1]
25 и указал ему Бог дерево  - "Дерево - символ Торы, которую называют деревом жизни. Всевышний показал Моше, как объяснить людям, что Тора является единственным средством исправления как человека, так и всего мира. Тора подобна дереву, брошенному в воду и превратившему ее из горькой и несущей гибель в оазис со сладкой водой, поддерживающей силы человека." 
и там испытал его - "Всевышний воспитывает веру в Своем народе. Недостатки веры устраняются через испытания." [2] 
 
"... это вообще очень серьезный урок того, как в мире человеку следует жить. Если человек гоняется только за сладкими ощущениями, то, как правило, жизнь оборачивается к нему своей горькой стороной. Если же человек изнурительно трудится над Торой и соблюдает ее законы, то неожиданно именно этот тяжкий труд оборачивается тем, что его жизнь становится сладкой. Поскольку евреи получили здесь некоторый наглядный урок, то Всевышний тут же дает им некоторые законы Торы. В соответствии с упомянутым толкованием Талмуда, что три дня без воды - это намек на то, что три дня без Торы, евреям, действительно, было тяжело столько времени идти без слов Торы, поскольку они уже вышли из рабства и стали свободным народом. Поэтому, Всевышний дает им некоторые кусочки Торы, для того чтобы они могли ею заниматься." [3] 
 
«Слыша о древе Мерры, — говорит Григорий Нисский, — конечно, будешь разуметь крест. Слаще становится добродетельная жизнь, услаждаемая надеждою будущего». [4]
 
«И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь, целитель твой. И пришли в Эйлим (Елим); там [было] двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом при водах.» (Исх. 15:26-27)
 
26 будешь слушаться - на иврите с усилением: шамоа тишма (послушать послушаешь)
 
делать угодное пред очами Его - досл.: прямое в Его глазах будешь делать
 
«Это - чрезвычайно важные слова Торы, которые особенно часто встречаются в книге Дварим, когда Моше все повторяет. Это одна из важнейших тем Торы - привить человеку не только понимание, что он что-то должен выполнять и чего-то не делать, но и сознание того, что он должен принять на себя обязанность делать то, что "прямо и хорошо в глазах Всевышнего". Это - некоторая общая обязанность, которая собственно и формирует человеческий облик.» [3]

Я Господь, целитель твой - "Господь исцеляет и от болезней физических, и от греха - первопричины всех страданий (см. Ис. 53,5; 61,1.2; Мф. 8,17)." [5]
 
«Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились.» (Ис. 53:5)
 
«Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих,» (Ис. 61:1-2)
 
«Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни.» (Мф. 8:16-17)
 
Источники
 
1. Авва Дорофей. Душеполезные поучения (http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dorofey/lessons/17.html)
 
 
3. Лекции З. Дашевского по Торе (http://www.machanaim.org/tanach/_da-shm/shv_12.htm)
 
4. Толковая Библия Лопухина (http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm)