«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию
Нашему...» (Быт. 1:26)
Слово "образ" (целем) происходит от слова "цель" (тень). Наша цель
– быть в тени Бога! Нужно прилепиться к Богу и находиться в Его
тени, быть живым письмом, узнаваемым и читаемым всеми людьми! А
если у нас свое "я", тогда появляется наша тень, которая мешает
тени Бога. И мы сами себя лишаем Божьей помощи, Божьей защиты,
Божьих благословений.
«Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,»
(Пс. 90:1)
под кровом Всевышнего - в месте укрытия, в потаенном месте, в
тайной комнате (иврит: сетер) Всевышнего.
под сенью Всемогущего - под тенью, под защитой (иврит: цель)
Всемогущего.
Образ Божий в человеке - это качества Бога в человеке: святость,
правда, праведность, сострадание, милосердие, долготерпение,
милость, истина, прощение.
«Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди
пустились во многие помыслы.» (Еккл. 7:29)
«и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и
святости истины.» (Еф. 4:24)
«и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу
Создавшего его,» (Кол. 3:10)
«Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного
бытия Своего;» (Прем. 2:23)
"Полным и всесовершенным отражением божественного образа Писание
называет лишь только Сына Божия (Евр 1:3; Кол 1:15); человек же
был сравнительно очень слабой, бледной и несовершенной копией
этого несравненного образца, но однако он стоял в несомненной
родственной связи с Ним и отсюда получил право на название Его
рода (Деян 17:28), сына или чада Божия (Лк 3:38), а также и прямо
— «образа и славы Бога» (1 Кор 11:3)." (Толковая Библия Лопухина
http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm)
«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию
сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.» (Быт. 1:27)
Каждый человек не похож на другого. Каждый человек - уникальность,
драгоценность, сокровище! "Человек чеканит монеты одним и тем же
чеканом - все монеты как одна. А Царь над царями царей, Святой,
благословен Он, оттиснул печать Адама на каждом из людей - и ни
один из них не похож на другого (Мишна, трактат Санhедрин. Цит.
по: Нехама Лейбович. "Новые исследования книги Берешит в свете
классических комментариев"
http://www.jewishagency.org/JewishAgency/Russian/Education/Jewish+Life/Nehama/bereishit/s005-012.html+1.htm)
"... в талмудическом трактате Санhедрин:
Потому создан человек единым и единственным, чтобы в мире был мир,
чтобы не говорил один человек другому: мой отец знатнее твоего!"
(Там же)
У верующих в Мессию (Христа) - великое поручение - "возвещать
совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет".
«Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой,
люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас
из тьмы в чудный Свой свет;» (1 Пет. 2:9)
ТАЙНА ТВОРЕНИЯ
"Всегда то, что является материалом, подчиняется высшей силе,
принадлежащей структуре более высокого уровня. А эта высшая
структура всегда выступает по отношению к низшей как внешняя сила,
завершающая ее построение. Поэтому для животных растительная душа
выступала как основа для дальнейшего развития, как материал для
ощущающей души, а сама эта ощущающая душа точно так же послужила
материалом для души постигающей. Теперь понятно, почему при
сотворении мира первыми были сотворены растения, а уже затем—
животные. Ведь появление растительной души подготовило почву для
животной! А животная душа появилась прежде постигающей структуры,
поскольку живая ощущающая душа — это материал для постигающей. То
есть, очередность их создания определялась естественным порядком
вещей. Теперь понятно также, почему человек был создан последним:
он ведь явился венцом творения, его структура была самой высшей,
стала завершением всех остальных структур. Поэтому все остальные
структуры непременно должны были появиться прежде человека, как
возможность предшествует воплощению, а материал — структуре. И
наши мудрецы тоже указали на эту причину, когда сказали: «То, что
сотворено позже другого, властвует над ним»." (Дон Ицхак
бен-Иегуда Абарбанель
http://toldot.ru/tora/articles/articles_19744.html)
Талмуд и Мидраш объясняют, почему человек был создан после всех
животных. По одному объяснению, это было необходимо, чтобы мир был
готов к появлению человека. Согласно другому, для того, чтобы,
если человек будет поступать дурно, ему уместно будет напомнить:
"Даже комар был раньше тебя, червь был раньше тебя!"
(http://www.ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/877852)
«Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с
неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы
и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ
небесного.» (1 Кор. 15:47-49)
КАК ВОЗНИК ШЕДЕВР БОЖИЙ?
"… Его шедевр возникает на полотне пустоты. Он и художник, и
материал, и вдохновляющая идея - все в одном. Если хоть на миг Он
уберет свою кисть, картина исчезнет. Он внутри Своего творения,
потому что оно – это Его дыхание, Его мысль, Его слово. Он
находится в каждом событии, в каждом предмете, в каждой мимолетной
мысли, возникающей в нашем уме. Его можно найти всюду, где Он
пожелает быть найденным, потому что везде есть только Он." (р-н
Цви Фриман
http://www.ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/737112)
"РАДИ МЕНЯ СОЗДАН МИР", "Я - ПРАХ И ПЕПЕЛ"
В одной еврейской притче говорится: ради меня создан мир (вначале
был один человек - Адам), но я есть прах и пепел (как Авраам
говорил). Смысл притчи: радоваться, благодарить Творца, и быть
кроткими и смиренными.
Человеку, которого любят, не говорят: «Ты ошибаешься», ему
говорят: «Я думаю по-другому».
(https://www.facebook.com/david.shenkar)
СТАТЬ ПОДОБНЫМИ ТВОРЦУ
Объединяются те, кто имеет высокую степень подобия. Если мы,
сотворенные по образу Божьему, будем стремиться стать подобными
Творцу в сострадании, жалости, милосердии, долготерпении, милости,
истине, прощении, мы сблизимся с Ним! Святой Дух будет больше
действовать через нас! Мы станем светить, как менора!
Какая почва в нас? Помните притчу о сеятеле? Сеятель сеет, но
почва может быть разной. Эта притча учит, что нам нужно
подготовить почву, создать чистый, покаянный сосуд для принятия
Божьих семян.
«Человек создан по образу и подобию Бога: צלם ‹це́лем› —
по-древнееврейски «образ», «изображение», а דמות ‹дему́т› —
«подобие», «сходство». Последнее слово происходит от глагола דמה
‹дама́› — «быть ровным», «уподобляться», «сходствовать». Само
слово אדם ‹ада́м›, «человек», сходно с формой этого глагола אדמה
‹адамэ́› — «[я] уподоблю», что указывает на замысел постепенного
развития и воспитания человека для уподобления его Богу. Для этого
нужно «выровнять» (тот же глагол דמה ‹дама́›) неровности его
внутренней жизни.» (Д.В. Щедровицкий. Введение в Ветхий Завет
http://shchedrovitskiy.ru/PentateuchOfMoses.php?page=6)- -
"... (мужчина) производное от (помнить), связанное с (запирать), (закрывать). Мужчина — духовный хранитель
традиции и Б-жественной, и человеческой. ... (женщина)
происходит от (определять, предназначать). Она —
“предназначенная”. Только в союзе с мужчиной, присоединяясь к его
усилиям, женщина обретает свое человеческое предназначение вместе
с той сферой, в которой она может его исполнить. Мужчина выбирает
себе призвание; женщина принимает свое призвание от мужчины."
(Ш.-Р. Гирш http://machanaim.org/tanach/a-beresh/inda01_1.htm)