пятница, 31 августа 2018 г.

ЧТО ТАКОЕ ПРОКАЗА?

Проказа (цараат) - это наказание за грехи. Признаки  проказы появлялись на коже человека, на одежде и на стенах домов. Единственным «лекарством» от проказы было раскаяние. «Но платить приходится изоляцией от общества и позором, потому что каждый, кто увидит такого больного, понимает – этот человек согрешил.» (http://www.evrey.com/sitep/nedglav/arkhiv.php?zik=2&glav=metzora)
 
«…язва «проказы» является проявлением гнева Господа, посылающего ее на тело человека, который вместо того, чтобы использовать свои члены для праведных и скромных поступков, восстанавливать справедливость, вершить добро и способствовать воцарению мира между людьми, сделал их объектом греха и носителем всех упомянутых выше злых качеств.» (Комментарий р. Ш.-Р. Гирша к Мишлей (Притчи) 6 http://www.jafi.org.il/education/russian/leibov/VaIkra/Metzora1.html)
 
«вот закон о прокаженном, когда надобно его очистить: приведут его к священнику; священник выйдет вон из стана, и если священник увидит, что прокаженный исцелился от болезни прокажения, то священник прикажет взять для очищаемого двух птиц живых чистых, кедрового дерева, червленую нить и иссопа,» (Лев. 14:2-4)
 
«и прикажет священник заколоть одну птицу над глиняным сосудом, над живою водою; а сам он возьмет живую птицу, кедровое дерево, червленую нить и иссоп, и омочит их и живую птицу в крови птицы заколотой над живою водою, и покропит на очищаемого от проказы семь раз, и объявит его чистым, и пустит живую птицу в поле.» (Лев. 14:5-7)
 
«Очищаемый омоет одежды свои, острижет все волосы свои, омоется водою, и будет чист; потом войдет в стан и пробудет семь дней вне шатра своего;» (Лев. 14:8)
 
«Автор «Сефер ѓахинух» (заповедь 173, «очищение от проказы»), следуя за р. Ш.-Р. Гиршем, пишет: 

Очищение прокаженного, согласно высказываниям мудрецов, содержит символические элементы. Оно было предназначено для того, чтобы оказать воздействие на душу прокаженного; если сердце его – до этой болезни – было надменным, словно высокий кедр, пусть умалит себя, став словно иссоп. Причина жертвоприношения птиц заключается в том, что он предавался сплетням и пересудам, иными словами – умножал злословие, «поэтому для очищения требуются птицы, которые поют и щебечут без умолку». Что касается червленой нити, то мне не известно, чтобы мудрецы говорили о ней. Однако не исключено, что в ней также содержится намек смирение, заключенный в самом ее названии, образованном от слова «червь». А символическое значение вод, с помощью которых очищается согрешивший, заключается в том, что после погружения [в очистительные воды миквы] он должен почувствовать себя родившимся заново, словно в тот час, когда – еще до сотворения человека – весь мир был покрыт водой; как сказано: «…и дух Божий парил над водою» (Брейшит 1:2). И обратим внимание на это подобие, ибо так же, как обновилось его тело, так и дела его отныне должны стать благими и во всех мелочах соответствовать религиозным стандартам… Но читающий волен либо принять, либо отвергнуть эти слова.» (Проф. Нехама Лейбович. Комментарии к Торе http://www.jafi.org.il/education/russian/leibov/VaIkra/Metzora3.html)
 
Цель семикратного кропления, по мнению р. Ш.-Р. Гирша – «заставить изгнанного, нашедшего пристанище в поле среди животных и растений и ведущего отшельнический образ жизни, прикладывать семикратные усилия, чтобы очиститься и снова вернуться в людское сообщество.» (Там же)
 
Червленая нить – это намек на искупление, это прообраз крови Йешуа.
 
Кто из персонажей Библии был мецора (прокаженным) - наказан проказой?
 
- Наказание фараона проказой за разврат:
 
«Но Господь поразил тяжкими ударами (большими язвами) фараона и дом его за Сару, жену Аврамову.» (Быт. 12:17)
 
- Наказание Мирьям проказой за злословие:

«И облако отошло от скинии, и вот, Мирьям (Мариам) покрылась проказою, как снегом. Аарон взглянул на Мирьям, и вот, она в проказе.» (Чис. 12:10)

«И возопил Моше (Моисей) к Господу, говоря: Боже, исцели ее! И сказал Господь Моше: если бы отец ее плюнул ей в лице, то не должна ли была бы она стыдиться семь дней? Итак пусть будет она в заключении семь дней вне стана, а после опять возвратится. И пробыла Мирьям в заключении вне стана семь дней, и народ не отправлялся в путь, доколе не возвратилась Мирьям.» (Чис. 12:13-15)

«И от этого предостерегает Вс-вышний в Торе, говоря: «Берегись язвы проказной», «Помни, что сделал Г-сподь, Б-г твой, Мириами...» Он говорит этим: вдумайся в то, что произошло с пророчицей Мириам, которая была поражена проказой за недопустимые речи о своем брате Моше. Причем она была старше Моше, она воспитала его на своих коленях и подвергала себя опасности, чтобы спасти его, когда он был брошен в воду. И она не говорила о нем дурное, но лишь приравняла его к другим пророкам. И он не был обижен ее словами, ибо сказано: «А этот муж, Моше, – скромнейший из всех людей, что на земле». И при всем этом она была тотчас же наказана проказой. Что же говорить о людях злых и глупых, любящих рассказывать сплетни?» (Рамбам. Яд Хазака http://www.chassidus.ru/nedelnaya_glava/besedy/tazria.htm)
 
«Ученики великого комментатора Торы Раши, объединившие свои комментарии в общий труд под названием Тосафот, объясняют слово мецора, прочитывая его как моци ра – несущий зло. Речь идет о злословии.» (http://www.evrey.com/sitep/nedglav/arkhiv.php?zik=2&glav=metzora)

- Очищение Наамана (Неемана) от проказы:

«Нааман (Нееман), военачальник царя Арамейского (Сирийского), был великий человек у господина своего и уважаемый, потому что чрез него дал Господь победу Сириянам; и человек сей был отличный воин, но прокаженный. Сирияне [однажды] пошли отрядами и взяли в плен из земли Израильской маленькую девочку, и она служила жене Наамановой. И сказала она госпоже своей: о, если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его! И пошел [Нааман] и передал это господину своему, говоря: так и так говорит девочка, которая из земли Израильской. И сказал царь Сирийский [Нааману]: пойди, сходи, а я пошлю письмо к царю Израильскому. Он пошел и взял с собою десять талантов серебра и шесть тысяч [сиклей] золота, и десять перемен одежд; и принес письмо царю Израильскому, в котором было сказано: вместе с письмом сим, вот, я посылаю к тебе Наамана, слугу моего, чтобы ты снял с него проказу его. Царь Израильский, прочитав письмо, разодрал одежды свои и сказал: разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его? Вот, теперь знайте и смотрите, что он ищет предлога враждовать против меня. Когда услышал Элиша (Елисей), человек Божий, что царь Израильский разодрал одежды свои, то послал сказать царю: для чего ты разодрал одежды свои? Пусть он придет ко мне, и узнает, что есть пророк в Израиле. И прибыл Нааман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Элиши (Елисеев). И выслал к нему Элиша слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист. И разгневался Нааман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; разве Амана (Авана) и Парпар (Фарфар), реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? Разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе. И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, [если] [бы] что - нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? А тем более, когда он сказал тебе только: "омойся, и будешь чист". И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился.» (4 Цар. 5:1-14)

- Наказание проказой Гейхази (Гиезия) за ложное свидетельство:

«И погнался Гейхази (Гиезий) за Нааманом. И увидел Нааман бегущего за собою, и сошел с колесницы навстречу ему, и сказал: с миром ли? Он отвечал: с миром; господин мой послал меня сказать: "вот, теперь пришли ко мне с горы Ефремовой два молодых человека из сынов пророческих; дай им талант серебра и две перемены одежд". И сказал Нааман: возьми, пожалуй, два таланта. И упрашивал его. И завязал он два таланта серебра в два мешка и две перемены одежд и отдал двум слугам своим, и понесли перед ним. Когда он пришел к холму, то взял из рук их и спрятал дома. И отпустил людей, и они ушли. Когда он пришел и явился к господину своему, Элиша (Елисей) сказал ему: откуда, Гейхази (Гиезий)? И сказал он: никуда не ходил раб твой. И сказал он ему: разве сердце мое не сопутствовало тебе, когда обратился навстречу тебе человек тот с колесницы своей? Время ли брать серебро и брать одежды, или масличные деревья и виноградники, и мелкий или крупный скот, и рабов или рабынь? Пусть же проказа Наамана пристанет к тебе и к потомству твоему навек. И вышел он от него [белый] от проказы, как снег.» (4 Цар. 5:21-27)
 
- Наказание проказой царя Азарьи (Азарии) за непослушание:

«В двадцать седьмой год Йаровама (Иеровоама), царя Израильского, воцарился Азарья (Азария), сын Амацьи (Амасии), царь Иудейский: шестнадцати лет был он, когда воцарился, и пятьдесят два года царствовал в Иерусалиме. Имя матери его Йехолья (Иехолия), из Иерусалима. Он делал угодное в очах Господних во всем так, как поступал Амацья, отец его. Только высоты не были отменены: народ совершал еще жертвы и курения на высотах. И поразил Господь царя, и был он прокаженным до дня смерти своей и жил в отдельном доме. И Йотам (Иофам), сын царя, [начальствовал] над дворцом и управлял народом земли.» (4 Цар. 15:1-5) 

- Наказание проказой царя Узии (Озии) за гордыню:

«И пошел за ним Азарья (Азария) священник, и с ним восемьдесят священников Господних, людей отличных, и воспротивились Узии (Озии) царю и сказали ему: не тебе, Узия, кадить Господу; это [дело] священников, сынов Аароновых, посвященных для каждения; выйди из святилища, ибо ты поступил беззаконно, и не [будет] тебе это в честь у Господа Бога. И разгневался Узия, - а в руке у него кадильница для каждения; и когда разгневался он на священников, проказа явилась на челе его, пред лицем священников, в доме Господнем, у алтаря кадильного. И взглянул на него Азарья первосвященник и все священники; и вот у него проказа на челе его. И понуждали его выйти оттуда, да и сам он спешил удалиться, так как поразил его Господь. И был царь Узия прокаженным до дня смерти своей, и жил в отдельном доме и отлучен был от дома Господня. А Йотам (Иоафам), сын его, начальствовал над домом царским и управлял народом земли.» (2 Пар. 26:17-21)

В Талмуде сказано, что имя Машиаха – Мецура (прокаженный)»: "Мессия, каково его имя? .. Раввины говорят "прокаженный". Учитель Его имя, как сказано:  Он...  понес наши болезни, а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом."  (Ис. 53:4) (Санhедрин, 98б)
 
«В еврейской традиции Мошиах назван Мецура – прокаженный, т.к. в соответствии с ожиданием евреев, именно Мошиах, подобно Иосифу, сыну Якова, пройдет страдание, приняв на себя народную боль. Как уже было сказано, проказа – это высший уровень страдания. И Новый Завет показывает, что именно Иешуа был «изранен за наши беззакония и страдал за наши грехи». Именно Иешуа – был Мецура - «человек изведавший болезнь», и в «его смерти – жизнь для нас, а в его ранах – исцеление для наших душ и тел», именно Иешуа – был Мецура, отделенный от Израиля и мира, пребыванием в преисподних местах земли. Но именно в Нем, воскресшем из мертвых, Бог уготовал спасение Израилю и всем верующим в Него.
 
«Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.» (Деян. 4:12)» (http://www.shaveitzion.org/pages/parashot/5765/metzora)

Мессия Йешуа очищал прокаженных:

«Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. Йешуа (Иисус), умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист.» (Марк. 1:40-42)

«И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Йешуа (Иисус) Наставник! помилуй нас. Увидев [их], Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Йешуа (Иисус) сказал: не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.» (Лук. 17:12-19)

Традиция
 
"Тогда он спросил его (р. Йеошуа б. Леви спросил Элияу), "Когда придет Мессия?" Элияу ответил: "Пойди и спроси Его сам?" Р. Йеошуа б. Леви спросил: "Где Он сидит?" Элияу ответил: "У входа". "Как я узнаю Его?" - "Он сидит среди прокаженных: и все они разматывают (свои повязки) разом, и заматывают разом, Он же разматывает и заматывает каждую в отдельности, думая: "Когда Я понадоблюсь (когда наступит час Моего явления, как Мессии), чтобы Мне не задержаться (заматывая несколько язв)". Итак, он (р. Йеошуа) отправился к Нему и приветствовал Его словами: "Мир тебе Господин и Учитель!" - "Мир тебе, сын Леви" ответил Тот. "Господин, когда ты придешь?" спросил он. "Сего-дня", был ответ. Позже он вернулся к Элияу и тот поинтересовался: "Что Он сказал тебе?" - "Мир тебе, сын Леви", ответил он. Тогда он (Элияу) пояснил: "Этим Он уверил тебя и твоего отца в том, что есть ( у вас часть) в мире грядущем". - "Он обманул меня", возразил он (р. Йеошуа), "пообещав прийти сего-дня, но не пришел". Он (Элияу) ответил ему, "Вот что Он сказал тебе: Сего-дня, если вы послушаете Его голоса". (Это цитата из Псалма 94, стих 7)" (Из трактата Сангедрин 98а. Цит. по: Йосеф Шулям, Талмуд о Мессии  http://levit1144.ru/forum/59-9388-1)
 
ПРОКАЗА НА ДОМЕ - ГРЕХИ У ЧЕЛОВЕКА
 
«когда войдете в землю Ханаанскую, которую Я даю вам во владение, и Я наведу язву проказы на домы в земле владения вашего,» (Лев. 14:34)
Язва проказы на доме показывала на грехи у человека.
«Исчезнет стяжание дома его; все расплывется в день гнева Его.» (Иов 20:28)
«…И Я наведу язву проказы…» (14:34). Говорит р. Йеѓуда: «Это благая весть о том, что на них будет послана проказа».
Мальбим... добавляет:
Присмотревшись внимательнее, можно обнаружить, что по отношению к происшедшему по воле Господа слово נתן используется только при описании позитивных событий, или тех, что ведут к благой цели. Например: «…и послал נתן Гос­подь раскаты грома, и град…» («Шмот», 9:23); «И отдаст ונתן [Он] царей их в руки твои…» («Дварим», 7:24).
Однако при описании негативных событий слово נתן используется только для обозначения постоянства, стабильности. Например: «И превращу ונתתי города ваши в пустыню…» («Ваикра», 26:31»); И превращу ונתתי Иерусалим в груды развалин…» («Ирмеяѓу», 9:10); «И предам ונתתי эту землю опустошению…» («Йехезкель», 15:8). Сказанное означает, что страна будет опустошенной на протяжении долгого времени.
Поэтому здесь использование слова נתן по отношению к язве проказы побудило р. Йеѓуду рассматривать ее как положительное явление, посланное для того, чтобы «покончить с преступлениями, уничтожить грех»."
"Язва «проказы» на домах не появляется в результате естественного процесса разложения, подвергающего эрозии раствор в кладке стен до тех пор, пока не начнут сгнивать кирпичи. Не является она и плесенью, которая сначала покрывает штукатурку и крошит поверхность стен снаружи, а затем проникает вовнутрь и продолжает измельчать камень – пока стена не обвалится. «Проказа» – это сигнал, знак, посланный еврею, который отклонился от праведного пути, чтобы он приложил усилия и вернулся на путь Торы. И это – один из признаков близости Господа к народу Израиля. В мидраше «Рут рабба» (2:10) мы уже учили о том, что «милосердный Господь никогда не наказывает внезапно», но сначала стены жилища поражает язва «проказы». Теперь нам понятно, почему слова «…и Я наведу язву проказы на дома в стране владения вашего» р. Йеѓуда рассматривал как благую весть."
"По этой стезе пошел Альших, предлагающий нам аллегорическую интерпретацию. По его мнению, этот эпизод учит нас милосердию Господа, поскольку Тора не повелевает разрушить дом сразу, с появлением первого «пятна». Но сначала каждый человек должен постараться исправить ситуацию – либо «залатать брешь» в общественных отношениях, либо исправить свои личные недостатки. Занимаясь темой «проказы» Альших прибегает к метафорам и аллюзии:
«Пусть пойдет владелец дома к священнику и скажет так» (14:35). Если человек станет упорствовать в распространении злоязычия, то «Пусть пойдет владелец дома…» (14:35), ведь «дом» – это сам человек, а «владелец дома» – это душа, обитающая в его теле. Так вот: «Пусть пойдет владелец дома к священнику…» – «священник» – это Святой, да будет Он благословен. И скажет ему Священник: «…у меня словно язва появилась на доме» – тот человек, в теле которого обитает душа Моя, наказан «проказой». О чем повелевает Священник человеку при появлении этой язвы? Он дает указание «вынести все из дома» (14:36), очиститься от всякого налета греха «прежде, чем придет священник» (там же) для суда и разрушения. Существует еще одно значение: [так поступают] чтобы предотвратить распространение нечистоты по всему [«дому»], что может произойти по причине лено­сти и нежелания очистить себя от греха. И об этом сказано: «…чтобы не стало нечистым все, что есть в доме…» (там же).
Затем священник приходит исследовать дом и видит, что «язва» не исчезла, потому что человек не раскаялся и не очистился [от греха], и тогда проказа со стен дома уязвит его душу, подобно тому, как сам он уязвил того, о ком распространял худые слухи; и так же как стены изменяют свою окраску, становясь зеленоватыми или красноватыми (когда кто-либо распространяет худые слухи, его лицо краснеет или бледнеет) <…> появление пятен на его лице в присутствии товарища говорит о том, что сама его душа «запятнана» нечистотою греха. И тогда «выйдет священник из дома» (14:38)... речь идет о Шхине, которая постоянно пребывает с человеком, но покидает его в тот момент, когда он начинает распространять злословие: «выйдет священник» – это Святой, да будет Он благословен! – «из дома» – это человек. Однако Шхина не покинет его, а останется поблизости, «у входа дома» (там же), будучи готовой вернуться к согрешившему, если тот исправит свои пути…
Однако если по прошествии семи дней, в течение кото­рых дом должен оставаться запертым, «окажется, что распространилась язва по стенам его», то следующей стадией будет искоренение из общества побегов зла: «…и выломают камни, на которых язва…» (14:40).
Если же упадок и растление проникают глубоко в толщу «стен», а незначительный и поверхностный «ремонт» не приносит ощутимого результата, на этой стадии способны помочь только самые радикальные меры:
14:45  И ПУСТЬ РАЗРУШАТ ДОМ,  
  КАМНИ ЕГО, И ДЕРЕВО ЕГО,  
  И ВСЮ ОБМАЗКУ ДОМА,  
  И ВЫВЕЗУТ ЗА ГОРОД,  
  В МЕСТО НЕЧИСТОЕ." 
(Подробнее: проф. Нехама Лейбович. "Новые исследования книги Ваикра в свете классических комментариев" http://www.machanaim.org/tanach/_nleybov-v/nech-l-v26.htm)