вторник, 14 августа 2018 г.

ПОЧЕМУ ГОСПОДЬ ИСПЫТЫВАЛ АВРААМА?

АКЕДАТ ИЦХАК ("СВЯЗЫВАНИЕ ИЦХАКА") И ВЕРА АВРААМА В ВОСКРЕСЕНИЕ

Почему Авраам был готов принести Ицхака в жертву? Почему он не задал Богу ни одного вопроса? Неужели ему не было жалко сына?

Автор Послания к Евреям нам даёт четкий ответ:

Евр. 11:19
Ибо он думал, что БОГ СИЛЕН И ИЗ МЕРТВЫХ ВОСКРЕСИТЬ, почему и получил его в предзнаменование.

Тайна испытания Авраама. Акеда. Искупление

«И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.» (Быт. 22:1)

Бог искушал Авраама - Бог испытывал Авраама (иврит: ha-Eлоhим ниса эт-Авраhам)

Корень слова "испытывал" на иврите встречается в пророчествах Исайи о страданиях и воскресении Спасителя (Ис. 52:13; Ис. 53:4, 12). Испытание Авраама - это прообраз искупления.

Испытание Авраама было необходимо для духовного роста, приобретения опыта, для благословения Авраама и его потомков, оно было свидетельством веры и силы духа для всех поколений.

«Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.» (Быт. 15:6)

Корень на иврите "наса" мы встречаем у Дан., гл. 1, в значении "приобретать опыт".

«Тогда сказал Даниэль (Даниил) Амелсару, которого начальник евнухов приставил к Даниэлю (Даниилу), Ханании, Мишаэлю (Мисаилу) и Азарии: сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней; пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья; и потом пусть явятся перед тобою лица наши и лица тех отроков, которые питаются царскою пищею, и затем поступай с рабами твоими, как увидишь. Он послушался их в этом и испытывал их десять дней. По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами.» (Дан. 1:11-15)

Рамбам: «Знай, что смысл и цель любого испытания, о котором рассказывает Тора, состоит только в том, чтобы известить людей, что им надлежит делать. Испытание выражается в том, что человек должен совершить какое-то определенное действие, однако суть испытания - не в самом действии , а в том, чтобы оно превратилось для людей в образец , который они будут изучать и которому они будут следовать.» (Рамбам, Морэ невухим , ч.3, гл. 24)

Ицхак Арама, автор "Акедат Ицхак": «Поскольку вся история этого испытания написана в божественной Торе как надежное свидетельство самого Бога, это равно тому, как если бы все это произошло на глазах всех евреев - в прошлом, настоящем, и будущем. С тех пор нет никого, кто бы словно в истинном пророческом видении не увидел этого испытания во всем его величии - как проявление силы духа и твердости в вере, и тем самым истинность его оказалась внедренной в сердца обитателей всего мира.» 

Абарбанель: "Смысл этого испытания - не проверка, чтобы в результате ее Бог узнал то, что, якобы, не знал до тех пор. Но это слово 'ниса' ("испытывал") - от корня 'нес' ("знамение"), так как тем удивительным деянием, совершенным по слову Всевышнего, Авраhам явил знамение всему миру - словно высоко поднял знамя, которое увидят все народы земли!"  

Берешит Раба 32:3: "Гончар не подвергает испытанию плохие кувшины. А какие кувшины он проверяет? Только хорошие." (Комментарии Нехамы Лейбович к Торе http://www.jewishagency.org/JewishAgency/Russian/Education/Jewish+Life/Nehama/bereishit/s127-133.html+17.htm)

"И с тем был испытан Авраам, чтобы принял на себя тяжкое служение и чтобы его награда сохранялась вечно, как написано: «Собою клянусь, — сказал Ашем, — за то, что ты совершил это и не пожалел своего единственного сына, Я благословлю тебя и многократно умножу твое потомство…» (Берешит 22:16—17). И с тем был испытан в пустыне народ Израиля, чтобы ради Имени Святого, благословен Он, и Его Торы они приняли на себя трудности и опасности, связанные с переходом через пустыню, и получили за это награду, как сказано: «И помни весь путь, которым вел тебя Ашем, твой Б-г, эти сорок лет по пустыне, чтобы, изнуряя тебя, испытать и узнать, что на твоем сердце…» (Дварим 8:2). И еще сказано: «Я помню о благосклонности ко Мне в твоей юности, о твоей любви, когда ты была невестой, как ты шла за Мной по пустыне, по незасеянной земле» (Ирмия 2:2). Получается, что эти испытания — благо для человека, ибо, устояв, он удостаивается награды. И Имя Святого, благословен Он, превозносится этим, ибо в испытании выявляется, насколько велики в сердцах Его слуг любовь к Нему и трепет перед Ним, насколько их влечет к Его заповедям — ведь они выполняют Его волю, как желание своих сердец." (Рамбан. "Врата воздаяния" http://toldot.ru/tora/library/musar-evreiskoe-mirovozzrenie/vratavozdayaniya)

«С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.» (Иак. 1:2-4)

Авраам имел качества Мессии Йешуа.

«Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется (ниса), и возвеличится.» (Ис. 52:13)

«Но Он взял (наса) на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.» (Ис. 53:4)

«Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес (наса) на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.» (Ис. 53:12)

В этих стихах также используется слово «ниса» («наса»).

ПРОСЬБА, А НЕ ПОВЕЛЕНИЕ

«[Бог] сказал: возьми (пожалуйста) сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там вознеси (принеси) его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.» (Быт. 22:2)

2. возьми (пожалуйста) - В тексте Торы появляется частица "на", которую в переводах на другие языки часто опускают. Однако она имеет принципиальное значение, указывая на то, что обращение носит характер просьбы, а не повеления, которое должно быть беспрекословно исполнено.

сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Ицхака - Эти многократные повторения, относящиеся к Ицхаку, подчеркивают трудность испытания, перед которым был поставлен Авраhам.

в страну Мория - По традиции считается, что гора Мория - это то место, на котором впоследствии был построен Храм (Диврей hаямим II, 3:1).

и принеси его там во всесожжение - Букв. "подними его там, как то, что поднимается". Приказ Всевышнего не содержит слова, которое указывало бы на фактическое заклание жертвы, хотя само по себе выражение "поднять то, что поднимается" или "поднять жертву всесожжения" понимается как принесение жертвы по всем правилам. Отсюда делается вывод, что Всевышний никогда не желал, чтобы Ицхак был принесен в жертву, однако Авраhам понял эти слова как приказ не только связать Ицхака как жертву и поднять его на жертвенник, но и принести его в жертву. Авраhам как праведник, стремящийся исполнить волю Всевышнего, не мог понять иначе: он никогда не искал удобных для себя объяснений, не стремился к толкованию слов Всевышнего так, чтобы сделать задачу, стоящую перед ним, или испытание более легкими. Он всегда понимал слова Всевышнего в соответствии с их простым и четким смыслом. (Сончино http://machanaim.org/tanach/a-beresh/inda04_3.htm)

2. возьми же -

выражает не что иное, как просьбу. Сказал ему: "Прошу тебя, ты ради Меня должен устоять перед этим испытанием, чтобы не сказали, что предыдущие были несущественны".

сына твоего -

Сказал Ему: "Два сына у меня". Сказал ему: "Единственного твоего". казал Ему: "Этот единственный (сын) у своей матери, и этот единственный у своей матери". Сказал ему: "Которого ты любишь". Сказал Ему: "Обоих я люблю". Сказал ему: "Ицхака" [Санhедрин 99 б]. А почему не открыл ему с самого начала? Чтобы не ошеломить его внезапностью: как бы разум его не помутился и он не лишился бы рассудка. И чтобы ему осознать важность повеления. И чтобы вознаградить его за каждое слово в отдельности [Берешит раба 55].

землю Мория -

Йерушалаим. И также в Хронике: "возводить Дом Господень в Йерушалаиме, на горе Мория" [II Кн. Хроники 3,1]. А наши мудрецы разъясняли (название так:) "Потому что оттуда исходит           учение, наставление для Исраэля". Онкелос переводит это как связанное по значению с воскурением, в которое входит мирра (мор), нерд и другие благовония (т. е. "Мория" от "мор").

и вознеси его -

Не сказал ему: "Заколи". Потому что Святой, благословен Он, не желал заклания (Ицхака), но чтобы возвел его на гору и подготовил как жертву всесожжения. Когда же (Авраам) привел его (на гору). Он сказал ему: "Веди его вниз".

одной из гор -

Святой, благословен Он, удивляет праведных, а затем открывает им. И все это для того, чтобы умножить им вознаграждение. И подобно (этому) "землю, которую укажу тебе" [12,1], и также "воззови над ним зов" [Иона 3,2]. (Раши http://machanaim.org/tanach/a-beresh/inda04_3.htm)

«Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.» (Евр. 11:17-19)

«… И ВОЗВРАТИМСЯ К ВАМ.»

«И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам.» (Быт. 22:5)

Как понять слова "и возвратимся к вам"?

1) Авраам пророчески знал, что они возвратятся;  

2) Авраам верил, что Бог силен воскресить Ицхака из мертвых!

«Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.» (Евр. 11:17-19)

ЧТО ОЗНАЧАЕТ АКЕДА?

"Жертвоприношение Авраама называется по-древнееврейски עקדה ‹акеда́› — «связывание», потому что Исаак был только связан, но не принесен в жертву в буквальном смысле. И это название указывает, что полная внутренняя готовность человека исполнить волю Творца создает между ним и Богом постоянную связь. Буква ע ‹а́йин›, первая в слове «акеда», намекает на глагол עור ‹ур› — «бодрствовать»: первая ступень абсолютной покорности Богу — духовное бодрствование (Песнь П. 5, 2). Вторая буква, ק ‹коф›, намекает на глагол קדש ‹када́ш› — «святить», «отделять»: вторая ступень — освящение себя, отделение от всего нечистого (Ис. 52, 11).Третья буква, ד ‹да́лет›, намекает на глагол דבק ‹дава́к› — «прилепляться», потому что третья ступень связи со Всевышним — это «прилепление»к Нему, соединение духа человеческого с Духом Божьим (Втор. 13, 4; I Кор. 6, 11). И последняя буква, ה ‹г̃ей›, указывает на слово הוד ‹г̃од› —«великолепное сияние», «отражение света», ибо человек, соединившись с Богом, восстановив в себе тот образ, по которому создан, сияет отраженным светом величия Божьего, становится как бы зеркалом Божественных действий. Авраам связал Исаака и положил его на жертвенник — жизнь духовного человека является чистой, разумной, истинной жертвой Создателю. Такой человек бодрствует, освящается, прилепляется к Богу и оказывается способным отражать Божественный свет." (Дмитрий Щедровицкий http://shchedrovitskiy.ru/PentateuchOfMoses.php?page=14)

РАСКРЫТЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АВРААМА

 
«[Ангел] сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.» (Быт. 22:12)
 
Поэтому именно в этой точке Творец говорит ему: «Теперь Я знаю, что ты боишься Б-га!» Твоя богобоязненность доказана. Потому что до сих пор твоя богобоязненность существовала в потенциале, в теории, но ей не хватало практического воплощения. Так у ребенка может быть великий потенциал, но пока он не подрос, этот потенциал еще не раскрыт. Но сейчас выверенная, доказанная чистота намерений раскрыла весь потенциал богобоязненности Авраама на деле. (Саба из Навардока, Уровень человека http://toldot.ru/tora/articles/articles_20225.html)

ГОСПОДЬ УСМОТРИТ

«И нарек Авраам имя месту тому: Господь – ире (Господь усмотрит). Посему [и] ныне говорится: на горе Господней усмотрится.» (Быт. 22:14)
Кого Господь усмотрит? Сына Своего единственного:
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.» (Ин. 3:16)
 

Традиция

 
"ПЕПЕЛ ИЦХАКА"

Отрывок о жертвоприношении Ицхака из главы «ВаЙира» - чрезвычайно драматический и широко прокомментированный. Я хочу вспомнить здесь один мидраш, который приводится в качестве комментария не на эту главу, а на рассказ о поражении, посланном Всевышним народу Израиля во времена царя Давида (конец книги Шмуэль 2 и Диврей аЯмим 1).
  Сказано в трактате Брахот (62б): «И увидел  Господь, и пожалел о бедствии, и сказал ангелу-истребителю: довольно!»  (Диврей аЯмим 1, 21:15) – что же Он увидел? ... сказал Шмуэль: пепел  Ицхака, как сказано: «Господь увидит себе овцу для всесожжения...».

Пепел Ицхака! Но ведь мы знаем, и мудрецы Талмуда знают это не хуже нас, что Ицхак не был сожжен! Конечно, Рамбам сказал, что только глупцы понимают мидраш Мудрецов буквально – но ведь как-то
  все-таки его нужно понять! Пусть не буквально, но значит, в каком-то смысле Ицхак все-таки был принесен в жертву.

Попытаемся понять, что это может означать.

Как известно, Авраам и Ицхак пошли к «одной из гор» вместе с двумя отроками. В определенный момент (после того, как он увидел «место издалека») Авраам сказал отрокам: «Оставайтесь здесь с ослом, а я и отрок пойдем дотуда». Может быть, в этот момент Ицхак и был принесен в жертву – с этого момента его жизнь и жизнь народа, который от него произойдет,
  будет не такой, как жизнь  народов мира. В этот момент Авраам – разумеется, под руководством Всевышнего – отделяет Ицхака для совершенно особого предназначения,  и он больше уже не будет «как все». Он превратится в «народ, живущий отдельно», и законы его будут отличны от законов всех народов. Он не должен будет с ними перемешиваться, есть их хлеб, пить их вино... У него будет другой удел, другая судьба, другое предназначение, которое в начале Авраам только «увидел  издалека», а теперь жизнь Ицхака будет полностью посвящена тому, что они увидели, и цель ее будет выражена в имени, которое Авраам впоследствии даст «тому месту»: «Господь усмотрится».

Можно сказать, что страшное испытание, на  которое идет Авраам, принесение сына в жертву – это как раз призыв «быть как все». У других народов было вполне принято в качестве служения Богу приносить сына в жертву. Но служение Всевышнему  не такое, как у всех. Жертва, которую приносит Авраам – это не сожжение сына, а обречение его на особую, нелегкую судьбу.

Суть этого предназначения определена в том самом стихе, в котором говорится об отделении от других – конец этого стиха говорит: «... и поклонимся, и возвратимся к вам».
  То есть, это предназначение – это поклонение, служение Всевышнему, и в будущем, когда это предназначение будет выполнено, этот народ вернется к народам мира в качестве «света для народов», и приведет уже всех к счлужению Всевышнему. В этом  и было «сожжение» Ицхака – он отделяется от народов, от обычной, повседневной жизни, мирских забот, чтобы идти теперь своей, особой дорогой, и нести ярмо, которое только он может нести.

На протяжении истории данный нам в мидраше образ «пепла Ицхака» приобрел, увы, слишком зримое значение, и к первоначальной метафорической жертве присоединилось бесчисленное количество истинных жертв, что, по-видимому, является еще одним аспектом, к сожалению, наверное, неизбежным, этого предназначения... (Мириам Китросски 
http://www.machanaim.org/tanach/_weekly/akedat_yizchak-mk.htm)