вторник, 28 августа 2018 г.

ТАЙНА МЕНОРЫ

«И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его должны выходить из него; шесть ветвей должны выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его и три ветви светильника из другого бока его; три чашечки наподобие миндального цветка, с яблоком и цветами, должны быть на одной ветви, и три чашечки наподобие миндального цветка на другой ветви, с яблоком и цветами: так на [всех] шести ветвях, выходящих из светильника; а на [стебле] светильника должны быть четыре чашечки наподобие миндального цветка с яблоками и цветами; у шести ветвей, выходящих из [стебля] светильника, яблоко под двумя ветвями его, и яблоко под другими двумя ветвями, и яблоко под [третьими] двумя ветвями его. яблоки и ветви их из него должны выходить: он весь [должен] [быть] чеканный, цельный, из чистого золота. И сделай к нему семь лампад и поставь на него лампады его, чтобы светили на переднюю сторону его; и щипцы к нему и лотки к нему из чистого золота; из таланта золота чистого пусть сделают его со всеми сими принадлежностями. Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе.» (Исх. 25:31-40)

чеканный должен быть сей светильник - т.е. из одного слитка, не из частей. Менора символизирует совершенство. Менора - прообраз Йешуа (Иисуса), Который был совершенен.

из таланта золота чистого - по данным Иосифа Флавия на изготовление Меноры пошло 50 кг золота.

"Менора символизирует ... награды духовной – ибо сказано: "Душа человека – светильник Господень..." (Мишлей 20:27) А ее семь свечей олицетворяли собой семь наук, коренящихся в Божественной Торе. Все ее свечи были обращены в сторону срединной свечи, а она в свою очередь была обращена по направлению к Святая Святых, символизируя тем самым, что истинная мудрость должна гармонично сочетаться с фундаментальными принципами Торы, хранящейся в Ковчеге (который, в свою очередь, пребывал в Святая Святых). Менора была полностью изготовлена из чистого золота, демонстрируя тем самым, что истинная мудрость не должна быть запятнана никакими чуждыми идеями, идущими вразрез с еврейской религией. Чашечки, шары и цветки олицетворяли собой взаимосвязь различных наук и знаний, которые словно ветви на дереве разветвляются одна от другой. А сама менора была выкована из цельного слитка золота, символизируя тем самым, что все виды наук сливаются в едином источнике. Ведь мудрость уподоблена единому цельному строению, состоящему из семи составных частей, в соответствии с семью основными науками... Это и олицетворяла собой менора, которая была выкована из цельного куска золота и разделялась на семь ветвей, выходящих из ее ствола..." (Абраванель. Цит. по: проф. Нехама Лейбович. Новые исследования книги Шмот (Исход)  http://www.jafi.org.il/education/russian/leibov/_nleibs/Shmot/shmot/truma4.htm)
 
Менора - это Дух Всевышнего

«И возвратился тот Ангел, который говорил со мною, и пробудил меня, как пробуждают человека от сна его. И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее. И отвечал я и сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой? И Ангел, говоривший со мною, отвечал и сказал мне: ты не знаешь, что это? И сказал я: не знаю, господин мой. Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Цеваот (Саваоф).» (Зах. 4:1-6)

КАК МЕНОРА СНАБЖАЛАСЬ МАСЛОМ ОТ ДВУХ МАСЛИН БЕЗ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКА, ТАК И ХРАМ (ВТОРОЙ ХРАМ) ПОЗДНЕЕ БЫЛ ПОСТРОЕН НЕ С ПОМОЩЬЮ УСИЛИЙ ЛЮДЕЙ, А ДУХОМ БОЖЬИМ. БОГ ПОБУДИЛ ЦАРЯ ПЕРСИДСКОГО ПОСТРОИТЬ ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ И ПОМОЧЬ СТРОИТЕЛЬСТВУ ВО ВСЕМ (КНИГА ЭЗРА - ЕЗДРА). ТОЧНО ТАК ЖЕ СПАСИТЕЛЬ СОЗИДАЕТ СВОЮ ЦЕРКОВЬ ДУХОМ СВОИМ! БАРУХ АШЕМ!  
 
КОГДА ДЕЙСТВОВАЛ БОГ, БЫЛО РАЗДЕЛЕНО ЧЕРМНОЕ МОРЕ, ПОТЕКЛА ВОДА ИЗ СКАЛЫ, СХОДИЛ МАН (МАННА) С НЕБЕС, БЫЛИ ПОБЕДЫ ВО ВСЕМ, ИСЦЕЛЕНИЯ, ОСВОБОЖДЕНИЯ, ВОСКРЕШЕНИЯ!
 
КОГДА МЫ ДЕЙСТВУЕМ ПО ПЛОТИ, СМ. ОБЕТ ИФТАХА (ИЕФФАЯ) (СУД. 11:30-40).
 
СПАСИТЕЛЬ СКАЗАЛ: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.» (Ин. 15:5)

7 ветвей меноры - 7 характеристик Божьего Духа, 7 качеств Мессии Йешуа (Иисуса)

«И произойдет отрасль от корня Ишайя (Иессеева), и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела.» (Ис. 11:1-3)

"Уже с первого взгляда становиться очевидным, что этот Дух развивается в двух отдельных измерениях (мудрость, совет и знание) с одной стороны, и (понимание, сила и страх перед Б-гом) с другой, т.е. теория и практика, знание и действие... Если мы рассмотрим этот стих из Ишайи более подробно, то заметим, что он удивительно совпадает со всем, что мы знаем об устройстве меноры. Это совпадение столь поразительно, что невозможно удержаться от мысли, что этот стих фактически является словесным выражением символизма меноры.
"И будет на нем Дух Б-га, дух мудрости и понимания, дух совета и силы, дух знаний и страха перед Б-гом". Здесь мы видим Дух, который определяется во всей его целостности, но раскрывается через шесть составляющих. Эти шесть компонентов сгруппированы попарно, каждая пара имеет одну общую опору, ибо не сказано: "дух мудрости и дух понимания" и т.д., но "дух мудрости и понимания" и т.д.

<...> В самом деле, стих в Ишайе продолжает: "и он будет оживлен страхом Б-жьим", что, учитывая этимологию слова... означает не что иное, как наполнять им, пропитывать другого духом. Итак, после того как Б-жественный Дух, явившийся, чтобы покоиться на побеге от корня Ишая, описан в семи его аспектах, выделяется один аспект из семи в качестве корня и посредника всей этой одухотворенности, точно также, как и с семью огнями меноры, где есть один огонь, от которого были зажжены все другие огни и который обслуживали в конце каждого дня. Чтобы сделать эту аналогию завершенной, носитель Б-жественного Духа с семью своими эманациями, представлен вырастающим из корня побегом, на котором покоится один Б-жественный Дух с шестью отходящими от него ветвями. Таким образом, если мы просмотрим этот отрывок в его контексте (см. выше), у нас должна сложиться полная картина идей, выраженных в символической форме менорой." (Комментарии Ш.Р.Гирша к Торе http://machanaim.org/tanach/b-shemot/indb07_1.htm) 

Дух благочестия, страха Господня

 
Святой Дух - это Дух благочестия (Ис. 11). Он учит благочестию, страху и трепету перед Спасителем.
 
«и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела.» (Ис. 11:2-3)
 
Качества Святого Духа: дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, и страх Господень.
 
Нам нужно любить Бога и бояться Бога. Делать дела веры и не поступать по плоти.
 
«Начало мудрости - страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление.» (Прит. 1:7)
 
«Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня. За то, что они возненавидели знание и не избрали [для себя] страха Господня, не приняли совета моего, презрели все обличения мои;» (Прит. 1:28-30)
 
«В страхе пред Господом - надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище. Страх Господень - источник жизни, удаляющий от сетей смерти.» (Прит. 14:26-27)
 
«Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога.» (Прит. 15:16)
 
«Страх Господень [ведет] к жизни, и [кто имеет его], всегда будет доволен, и зло не постигнет его.» (Прит. 19:23)
 
«За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь.» (Прит. 22:4)
 
«Сын мой! если сердце твое будет мудро, то порадуется и мое сердце; и внутренности мои будут радоваться, когда уста твои будут говорить правое. Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем;» (Прит. 23:15-17)
 
«И настанут безопасные времена твои, изобилие спасения, мудрости и ведения; страх Господень будет сокровищем твоим.» (Ис. 33:6)
 
«Для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих, ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя? обратись ради рабов Твоих, ради колен наследия Твоего.» (Ис. 63:17)
 
«Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим.» (Ис. 66:2)
 
«И дам им одно сердце и один путь, чтобы боялись Меня во все дни [жизни], ко благу своему и благу детей своих после них. И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня.» (Иер. 32:39-40)
 
«Вот последние слова Давида, изречение Давида, сына Иессеева, изречение мужа, поставленного высоко, помазанника Бога Иаковлева и сладкого певца Израилева: Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Израилев, говорил о мне скала Израилева: владычествующий над людьми будет праведен, владычествуя в страхе Божием.» (2 Цар. 23:1-3)
 
«и сказал человеку: вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла - разум.» (Иов 28:28)
 
«Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом.» (Пс. 2:11)
 
«А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем.» (Пс. 5:8)
 
«Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас.» (Пс. 33:12)

 

Цельность меноры и мы

 
«яблоки и ветви их из него должны выходить: он весь [должен] [быть] чеканный, цельный, из чистого золота.» (Исх. 25:36)
 
Как менора (семисвечник) была цельная, из чистого золота, так и мы должны быть цельными, непорочными. 
 
«чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире,» (Фил. 2:15)
 
«чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Йешуа Мессии (Иисуса Христа) со всеми святыми Его. Аминь.» (1 Фес. 3:13)
 

Свет меноры

 
«И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время;» (Исх. 27:20)
 
"В оригинале сказано: להעלת נר תמיד ‹лег̃аало́т нер тами́д›, буквально «чтобы возносить свет постоянный», т. е. чтобы человек постоянно «пламенел духом», не позволяя угасать святому воодушевлению." (Д.В.Щедровицкий. Введение в Ветхий Завет http://shchedrovitskiy.ru/PentateuchOfMoses.php?page=28)
 
Чудеса в Иерусалимском храме

"С менорой связано одно из чудес Храма - западная свеча (седьмая, если считать свечи семисвечника с востока на запад), в которую заливали столько же масла, что и в остальные, горела не до утра, как другие, а с вечера до вечера (сутки), что свидетельствовало о Шехине (Божественном Присутствии) над народом Израиля. Менора стояла так, что седьмая, западная свеча находилась ближе всего к внутреннему помещению Храма - Кодеш Кодашим (Святая Святых - см. на сайте схему планировки Храма)." (
http://www.evrey.com/sitep/talm/index.php3?trkt=yomah&menu=80#21)