воскресенье, 26 августа 2018 г.

В ЧЕМ ГРЕХ СТРОИТЕЛЬСТВА ВАВИЛОНСКОЙ БАШНИ?

«На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Шинар (Сеннаар) равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.» (Быт. 11:1-9)

1 На всей земле был один язык и одно наречие - "Каков был этот первобытный язык всего человечества, об этом мы можем судить лишь только гадательно; но несомненно, что мнение древних писателей (Оригена, блаженных Иеронима и Августина, Диодора, Евсевия и пр.) в пользу первенства одного из семитических языков имеет на своей стороне то преимущество, что в одном еврейском языке находят свое начало первобытные имена (Адам, Ева, Каин, Сиф и пр.), что из него удобно объясняются имена многих древних народов (вавилонян, халдеев, кушитов и т. п.) и что, наконец, древнейшие остатки человеческой культуры носят довольно ясные следы кушито-семитического влияния." (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm) 

"Б. Яаков в своем комментарии (написанном на немецком языке) замечает, что в этом отрывке Тора показывает нам, как с помощью технического изобретения человек преодолевает те ограничения, которые накладывает на него окружающая среда. В данном случае - в долине, где отсутствуют камни, пригодные для строительства, технический ум человека создает искусственную замену: кирпич, слепленный из мягкой глины, которая в изобилии находится в той долине, путем обжига превращается в настоящий строительный камень. Отныне даже в местах, где камня нет вовсе, человек способен воздвигать дома, крепости, строить город, окруженный стеной (см. Брейшит 11:4). 

И немедленно начинается моральное падение. Обладание новыми техническими возможностями порождает в человеке гордыню, тщеславие. Первое побуждение людей - построить не дом для защиты от дождя, не город для их детей и не ограды вокруг загонов для скота. Нет! Техническое достижение из средства превращается в самоцель; человеку же начинает казаться, что он стал всемогущ." (Нехама Лейбович. Комментарии к Торе http://www.jafi.org.il/education/russian/leibov/_nleybov/s067-072.html) 

4 и создадим (сделаем) себе имя (вэнаасе лану шем) - еврейский мудрец Гиллель говорил: "Тот, кто стремится создать себе имя, - теряет (и свое прежнее) имя..." (Пиркей Авот, гл.1, п. 13 Цит. по: Сидур "Теhилат Ашем", М.: Шамир, 2001, с. 212) 

"Если община не призывает человека служить Б-гу, а требует служения самой общине, если она видит в себе цель, вместо того, чтобы рассматривать себя в качестве средства, — человечество не имеет будущего, и ничего хорошего его не ожидает. Случится то, что описано здесь и звучит как пророчество: люди почувствуют свою силу и придут к вере в то, что община может существовать без Б-га и Его нравственного закона." (Комментарий р. Ш.-Р.Гирша http://machanaim.org/tanach/a-beresh/inda02_3.htm)

5 И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие - Почему Всевышнему, Всезнающему Богу, необходимо было сходить? Ашем учит нас не спешить принимать ответственные решения, вначале необходимо все проверить.

7 сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого - "Мера за меру. Они сказали: "Давайте построим". А Он отмерил им (воздаяние) соответственно и сказал: "Давайте низойдем" [ Танхума ]." (Раши http://machanaim.org/tanach/a-beresh/inda02_3.htm)

В этом наказании видна и любовь Божья. Всевышний предохранил человечество от возможных дальнейших планов, может, еще более пагубных, чем строительство Вавилонской башни.

"Полную новозаветную антитезу этому событию представляет чудо сошествия Святого Духа на апостолов в виде огненных языков, возвратившее им некогда утраченную способность полного взаимного понимания (Деян 2:4–6)." (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm) 

Вавилон – “Бавель” на иврите, от глагола "балаль" - "смешал".

О Вавилоне:

«В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви - покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему'. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: "тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой?'» (Ис. 14:11-17)

«После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его. И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая [блудница], сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы, и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее. И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее.» (Откр. 18:1-5)