среда, 29 августа 2018 г.

ЧТО ТАКОЕ МУДРОСТЬ, РАЗУМЕНИЕ И ВЕДЕНИЕ?

Помните, как Бог исполнил Бецалеля (Веселиила) Духом Божиим, мудростью, разумением, знанием (ведением) и всяким искусством для строительства Мишкана (Скинии)?
 
«и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, знанием (ведением) и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди, резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела;» (Исх. 31:3-5)

У Хирама, который работал у Шломо, были также мудрость, разумение, ведение.

«И послал царь Шломо (Соломон) и взял из Цора (Тира) Хирама, сына одной вдовы, из колена Нафтали (Неффалимова). Отец его Цорянин (Тирянин) был медник; он владел способностью (мудростью, премудростью), искусством (разумом, разумением) и уменьем (ведением, знанием) выделывать всякие вещи из меди. И пришел он к царю Шломо и производил у него всякие работы:» (3 Цар. 7:13-14)

«Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; Его премудростью (ведением) разверзлись бездны, и облака кропят росою.» (Прит. 3:19-20)

"... есть определенная параллель между строительством Мишкана и Сотворением мира. Мишкан, построенный руками человека для Бога, соответствует Сотворению мира, созданного Богом для человека." [1]

Что такое мудрость, разумение и ведение? Это откровения Бога благословенного любящим Отца и Сына всем сердцем, с помощью Святого Духа. Мудрость - на иврите - хохма - это откровения в общих чертах, в целом. Это как вспышка света, озарение с Небес. Авраам получил откровение идти в землю, которую не знал. Иаков получил имя Израиль. Моисей получил откровение об исходе из Египта. Иосиф, муж Мирьям, матери Спасителя, получил во сне откровение идти в Египет с Младенцем и матерью Его, а позднее - возвратиться в Израиль.
Разумение - на иврите - бина - это тоже мудрость с Небес. Это откровения в деталях. Чтобы достичь этого уровня, нужно искать Бога, как Давид искал Его: всем сердцем, искал с раннего утра, размышлял о Нем в ночные стражи, жаждал Его, как жаждущая земля:

 «Сердце мое говорит от Тебя: "ищите лица Моего"; и я буду искать лица Твоего, Господи.» (Пс. 26:8)

«Псалом Давида, когда он был в пустыне Иудейской. Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной, чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище: ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь. Уста мои восхвалят Тебя. Так благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твое вознесу руки мои. Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои, когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в [ночные] стражи, ибо Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь;» (Пс. 62:1-8)

«Простираю к Тебе руки мои; душа моя - к Тебе, как жаждущая земля.» (Пс. 142:6)

Это уровень созерцания, всматривания в величие, славу, могущество, великолепие Творца. Это уровень преобразования от славы к славе, о чем писал рав Шауль (апостол Павел):

«Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.» (2 Кор. 3:18)

Ведение - на иврите - даат - это знание Бога, Богопознание. Это уровень прилепленности к Творцу, как это было у Давида, Асафа, рава Шауля (апостола Павла) и др.:

«к Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня.» (Пс. 62:9)  

«Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.» (Пс. 72:25)

«Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение.» (Фил. 1:21)

Бог открывается постепенно. Помните двоих в Эммаус?

Как открывался воскресший Мессия двоим, шедшим в Эммаус?
 
1) Вначале, когда глаза двоих, шедших в Эммаус, были удержаны (Лк. 24:16), они знали о Мессии, как о пророке;
 
2) Когда Спаситель возлежал с ними, благословил и преломил хлеб, открылись у них глаза (стих 31), и они поняли, что Он – Господь. Вечером они снова пошли в Иерусалим (за день – больше 20 км!) и начали ревностно говорить о воскресшем Мессии! У них горело сердце! Горит ли сердце у Вас говорить о Боге?
 
3) Когда они свидетельствовали апостолам и другим, Он "отверз им ум к уразумению Писаний" (стих 45) и к необходимости благовествования во всех народах, начиная с Иерусалима.
 
Бог открывается шаг за шагом! Жаждите Господа, ревнуйте, просите Его открываться Вам с помощью Святого Духа! И пейте воду живую! 

Мудрость, разумение и ведение глазами евреев
 
Наша традиция утверждает, что свет от Творца поступает к нам по определенным каналам. И самые высшие из них, самые приближенные к Нему называются Хохма, Бина и Даат (Мудрость, Познание и Понимание). Хохма – это способность человека воспринять Б-жественную мудрость, уловить ее как внезапную вспышку озарения, а затем попытаться на уровне Бина расшифровать это послание, совместив его с уже имеющимися знаниями. А расшифровав, необходимо еще понять и принять то знание которое нам вручили… [2]
 
Три аспекта, обозначаемые как Хабад (хохма, бина, даат), называются «матери» и являются источником по отношению к мидот. Объясняется это следующим образом: разум души, характеризующий ее способность понимать, называется на иврите хохма. Из этого слова перестановкой входящих в него букв получается выражение «коах ма», означающее «способность <задаться вопросом> “что <это>?”». Этот вопрос охватывает явление или предмет в самых общих чертах. Но при реализации этой первой способности, то есть когда человек не только выделяет нечто в самостоятельную сущность, но, побуждаемый мудростью хохма, рассматривает его своим разумом с целью постичь глубоко и отчетливо, – на этом этапе проявляется бина. Эти два аспекта души – хохма и бина – называются «отцом» и «матерью», поскольку они порождают любовь к Б-гу, страх и трепет пред Ним. Ибо когда разум углубляется в созерцание величия Творца и осознает, что Он наполняет все миры, и приводит их в движение, и объемлет их, и что по сравнению с Ним все как бы не существует, в человеке пробуждается чувство трепета и смущения перед Его величием. Под влиянием понимания, созревшего в мозгу, человек испытывает душевное потрясение, и в его сердце возникает страх при мысли о Нем, благословенном, Которому нет ни конца, ни края. И тогда в человеческом сердце возгорается сильнейшая, будто пламя, любовь, и душу его охватывают страсть, и желание, и тоска, и стремление к Нему, Беспредельному и Великому. Это об этой любви не раз читаем в Псалмах: «Истомилась, изнемогла душа моя в тоске по обители Г-спода» (84:3), «Жаждет душа моя <приблизиться> к Б-гу» (42:3), «Жаждет Тебя душа моя» (63:2).

Третий аспект, даат, восходит к стиху Торы (Берешит, 4:1): «И Адам познал Хаву». Тут имеется в виду знание как соединение, достижение единства. Человек неотступно направляет свою мысль на постижение величия Бесконечного, благословен Он, соединяя себя с Ним, и не отклоняется мыслью ни вправо, ни влево. Ведь даже тот, кто уже проявил мудрость и понимание в осознании величия Всевышнего, если он не обуздает свою мысль и не сконцентрируется на познании этого, не сумеет породить в своей душе ни истинного страха перед Б-гом, ни истинной любви к Нему. Оттого даат дает существование и жизненность этическим качествам (мидот), среди которых хесед и гвура, читай – любовь и Б-гобоязненность во всех ее проявлениях (см. Танья, 1:3). [3]
 
Само слово  - "бина" - "понимание" по своей корневой ячейке связано со словами:  (боне) - строить,  (бен) - сын (т. е. элемент построения семьи и рода), (эвен) - камень, - кирпич (строительный материал). 

Здесь двусогласная ячейка "бейт-нун" является общей для корней, связанных с понятием строительства. Таким образом, "бина" - это стадия, на которой происходит постройка структуры понимания. Отметим, что это вполне соответствует также обычному (словарному) смыслу термина "бина" как "самостоятельному пониманию одного, вытекающего из другого", "построению системы знаний". 

Итак, "хохма" - это понимание на уровне идеи, а "бина" - ее развитие на уровне структуры. [4]
 
Источники
 
 
 
3. Самуил Городецкий (http://www.lechaim.ru/ARHIV/196/gorodeckiy.htm)