среда, 10 октября 2018 г.

ЧТО НАФАНАИЛ ДЕЛАЛ ПОД СМОКОВНИЦЕЙ?

«От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет;» (Мф. 24:32-34)

"Листья С. опадают в начале зимы, и почти весь сезон дождей дерево остается голым, пока в начале апреля не начнут распускаться почки, возвещая приближение лета (Мф. 24:32). Созревание плодов С. происходит весьма своеобразно. Крошечные цветки прикрепляются изнутри к стенке куполообразного цветоложа, к-рое к моменту созревания становится толстым и мясистым, образуя "смокву"." (Подробнее: Библейская энциклопедия Брокгауза  http://enc-dic.com/enc_bible/Smokovnica-3841.html)

В Израиле смоковница приносит плоды три раза в год. "В апреле в месте образования новых веток появляются небольшие молодые смоквы, т.н. "ранние смоквы" (евр. паггим), к-рые символизируют конец зимы (Песн. 2:13). Эти не очень сочные ранние плоды употребляются в пищу, т.к. в это время года других фруктов нет. Дерево, на к-ром нет ранних смокв, бесплодно. Иисус проклял С., оказавшуюся бесплодной, несмотря на обильную листву (Мф. 21:18 и след.; Мк. 11:12 и след.). Прим. на том же месте, где висели ранние смоквы, в начале лета образуются первые смоквы (евр. биккура; Ос. 9:10), созревающие в конце мая - начале июня. Они необычайно вкусны и сочны (Ис. 28:4), но долго храниться не могут. Из почек, распустившихся ранней весной, к началу лета вырастают побеги, к-рые приносят т.н. "поздние смоквы" (евр. теэна). Эти плоды, к-рые собирают в конце августа, - самые вкусные. Поздние смоквы едят в свежем виде, сушат и хранят в связках (1Цар. 25:18; 1Пар. 12:40)." (Там же) 

Смоковница была и будет символом шалома:

«И жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею, от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона.» (3 Цар. 4:25)

«Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это.» (Мих. 4:4)

«В тот день, говорит Господь Саваоф, будете друг друга приглашать под виноград и под смоковницу.» (Зах. 3:10)

«Натанэль (Нафанаил) говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Йешуа сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.» (Ин. 1:48)

знамение любви:

«смоковницы распустили свои почки, и виноградные лозы, расцветая, издают благовоние. Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди!» (Песн. 2:13)

Израиль сравнивается с первой ягодой на смоковнице:

«Как виноград в пустыне, Я нашел Израиля; как первую ягоду на смоковнице, в первое время ее, увидел Я отцов ваших, - но они пошли к Ваал - Фегору и предались постыдному, и сами стали мерзкими, как те, которых возлюбили.» (Ос. 9:10)

Бесплодная смоковница засохла:

«и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было [собирания] смокв. И сказал ей Йешуа (Иисус): отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его.» (Марк. 11:13-14)

ОЖИВШАЯ СМОКОВНИЦА

«Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.» (Марк. 11:20)


Обратите внимание: ДО корня. И послушайте: Кэтрин Кульман - Ожившая смоковница: 
http://www.youtube.com/watch?v=CiUhaqDtfyI&feature=related

«От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето.» (Марк. 13:28)

Из иудейской традиции

"Смоква представлялась мудрецам плодом, близким к совершенству. В нем нет почти ничего лишнего, несъедобного - ни твердой косточки, ни жесткой кожуры - только черенок, ножка плода, которая прежде связывала его с деревом. "Выброси его и устрани недостаток" - говорит рабби Юдан (Берешит Рабба 46:1). Возможно, поэтому смоковница стала символом мудрости, символом Торы.

Однажды охватил меня жестокий голод, - рассказывает рабби Йоханан, - и подбежал я к восточной стороне смоковницы, и случилось со мной сказанное Экклезиастом (7:12): Мудрость дает жизнь владеющему ею (Йома 83б)." (А. Львов. Загадочная смоковница http://lvov.judaica.spb.ru/teana.shtml)

ЧТО ДЕЛАЛ НАТАНЕЛЬ (НАФАНАИЛ) ПОД СМОКОВНИЦЕЙ?
 
«Натанель (Нафанаил) говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Йешуа (Иисус) сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Натанель (Нафанаил) отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Йешуа (Иисус) сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.» (Ин. 1:48-50)
 
Как понять эти слова Мессии: "Я видел тебя под смоковницею..."? Что делал Натанель (Нафанаил) под смоковницей?  
 
Иисус сказал ему на это, что видел его под смоковницею. Что же это значило? У иудеев смоковница была символом мира и покоя. Под покоем они понимали состояние, когда человек может спокойно сидеть под своей виноградною лозою и под своею смоковницей (ср. 3 Цар. 4,25; Мих. 4,4). Кроме того, у смоковницы много листвы и она дает много тени, и потому иудеи имели обыкновение сидеть и размышлять под шатром из ее ветвей. Вне всякого сомнения, Нафанаил так и проводил свое время. Он, сидя под смоковницей, возможно, молил Бога о дне, когда придет Избранный Божий. Он, конечно, размышлял о заповедях Божиих, и вот он почувствовал, что Иисус видел в тайниках его сердца.
 
И Нафанаила удивило не столько то, что Иисус видел его под смоковницей, сколько то, что Он читал мысли в глубине его сердца, и Нафанаил сказал про себя: "Вот человек, который понимает мои мечты! Вот человек, который знает мои молитвы! Вот человек, который видел мои самые затаенные и сокровенные желания, которые я сам никогда и не посмел бы выразить в словах! Вот человек, который может толковать самый невнятный вздох моей души! Это может быть обещанный Богом Помазанник и никто другой". Нафанаил навсегда покорился Тому, Кто читал в сердце, понимал его, удовлетворил и исполнил тайну его сердца.
 
<...> ... Нафанаил символизирует иудеев, сердце которых было очищено от гордыни и предрассудков, и которые видели в Иисусе Того, Кто утоляет жажду их сердца. (У. Баркли)
 
«Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это.» (Мих. 4:4)
 
«В тот день, говорит Господь Саваоф, будете друг друга приглашать под виноград и под смоковницу.» (Зах. 3:10)
 
Было обычным... читать и учиться закону под смоковницами или иногда... молиться, как сказано (F20):

"р. Иаков и его товарищи сидели, уча закон, "под определенной смоковницей"."
It was usual with the doctors to read, and study in the law, under fig trees, and sometimes, though rarely, to pray there. It is said (F20),

``R. Jacob, and his companions, were "sitting", studying in the law, "under a certain fig tree".'' (John Gill http://www.biblestudytools.com/commentaries/gills-exposition-of-the-bible/john-1-48.html)

FOOTNOTES:

F20 T. Hieros. Beracot, fol. 5. 3. Vid. Shirhashirim Rabba, fol. 16. 4.