среда, 3 октября 2018 г.

КЛЯТВЫ И ОБЕТЫ

«Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.» (Мф. 5:33-37)

37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого   В древнем Израиле говорили: «Праведное «да» есть «да», праведное «нет» есть «нет».» (Мидраш рабба, Ruth VII:6)

Midrash Rabbah: “The yes of the righteous is yes, and their no, no” (Ruth VII:6). (http://www.ed-nelson.com/modules.php?name=News&file=article&sid=67)

Что говорится в Торе о клятвах?

«Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех; если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха. Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу Богу твоему добровольное приношение, о котором сказал ты устами своими.» (Втор. 23:21-23)
Мы видим, что в Торе клятвы не запрещались, но и не были обязательными. Человеку была предоставлена свобода выбора, давать клятву или нет. В Новом Завете Йешуа запрещает все клятвы. Это благо для верующего.  

ПОЧЕМУ МОИСЕЙ ОБРАЩАЕТСЯ К ГЛАВАМ КОЛЕН О КЛЯТВАХ И ОБЕТАХ, А НЕ КО ВСЕМУ ОБЩЕСТВУ? 
 
«И сказал Моисей начальникам колен сынов Израилевых, говоря: вот что повелел Господь: если кто даст обет Господу...» (Чис. 30:2-3)
 
Почему Моше обращается к начальникам колен, а не ко всему обществу? "... раби Моше Соферу (1769—1839), автору сборника «Хатам-Софер», известнейшему талмудисту, главному раввину Пресбурга, в те времена венгерского города с немецко-еврейским населением (ныне Братислава, столица Словакии). Рав пишет: «Так заведено в мире: руководители, призванные быть примером для подданных, не скупятся на обещания народу, но не всегда их выполняют, а подчас вершат дела, прямо противоположные тому, в чем недавно клялись. Поэтому Тора особым образом обращается к ним, чтобы “не нарушали своих слов и выполняли все, что вышло из их уст”. Как видим, природа власти не изменилась со времен дарования нашему народу Торы. Вернее, не изменилась природа человека." (р. Реувен Пятигорский http://toldot.ru/tora/articles/articles_11501.html)

В Танахе мы читаем о проблемах, связанных с клятвами и обетами, которые возникали в Израиле:

- История с жителями Гивона (Гаваона):

«Израильтяне взяли их хлеба, а Господа не вопросили. И заключил Йеhошуа (Иисус) с ними мир и постановил с ними условие в том, что он сохранит им жизнь; и поклялись им начальники общества. А чрез три дня, как заключили они с ними союз, услышали, что они соседи их и живут близ них; ибо сыны Израилевы, отправившись в путь, пришли в города их на третий день; города же их [были]: Гивон (Гаваон), Кефира, Беэрот и Кирьят - Йеарим. сыны Израилевы не побили их, потому что начальники общества клялись им Господом Богом Израилевым. За это все общество [Израилево] возроптало на начальников. Все начальники сказали всему обществу: мы клялись им Господом Богом Израилевым и потому не можем коснуться их; а вот что сделаем с ними: оставим их в живых, чтобы не постиг нас гнев за клятву, которою мы клялись им. И сказали им начальники: пусть они живут, но будут рубить дрова и черпать воду для всего общества. [И сделало все общество] так, как сказали им начальники.» (Иис. 9:14-21)

- Обет Ифтаха (Иеффая):

«И дал Ифтах (Иеффай) обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение. И пришел Ифтах (Иеффай) к Аммонитянам - сразиться с ними, и предал их Господь в руки его; и поразил их поражением весьма великим, от Ароера до Минит двадцать городов, и до Авель - Керамима, и смирились Аммонитяне пред сынами Израилевыми. И пришел Ифтах (Иеффай) в Мицпу (Массифу) в дом свой, и вот, дочь его выходит навстречу ему с тимпанами и плясками (ликами): она была у него только одна, и не было у него еще ни сына, ни дочери. Когда он увидел ее, разодрал одежду свою и сказал: ах, дочь моя! ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего! я отверз [о тебе] уста мои пред Господом и не могу отречься. Она сказала ему: отец мой! ты отверз уста твои пред Господом - и делай со мною то, что произнесли уста твои, когда Господь совершил чрез тебя отмщение врагам твоим Аммонитянам. И сказала отцу своему: сделай мне только вот что: отпусти меня на два месяца; я пойду, взойду на горы и оплачу девство мое с подругами моими. Он сказал: пойди. И отпустил ее на два месяца. Она пошла с подругами своими и оплакивала девство свое в горах. По прошествии двух месяцев она возвратилась к отцу своему, и он совершил над нею обет свой, который дал, и она не познала мужа. И вошло в обычай у Израиля, что ежегодно дочери Израилевы ходили оплакивать дочь Ифтаха Гиладянина (Иеффая Галаадитянина), четыре дня в году.» (Суд. 11:30-40)

 Традиция

«Не достаточно тебе того, что запретила Тора? Ты же запрещаешь себе и дозволенное» (Иерусалимский Талмуд, «Недарим», гл. 9).

В Вавилонском Талмуде приводятся слова видного ученого, врача и астронома эпохи амореев Шмуэля, из которых явствует, что каждый, кто дает обеты, считается грешником, даже если он и выполняет их («Недарим», 77а). В Мидраше рассказывается о большом числе поселков, принадлежавших царю Яннаю из династии Хасмонеев, которые были разрушены в наказание за то, что жители их клялись на каждом шагу, хотя и исполняли свои клятвы («Танхума», «Ваикра», 7). (http://www.chassidus.ru/nedelnaya_glava/besedy/matoys.htm)

В Пиркей авот ("Поучения отцов")  приводятся слова рабби Акивы, что "обеты ограждают того, кто стремится воздержаться [от излишеств]" (Пиркей Авот, 3:13) 

"Обеты ограждают того, кто стремится воздержаться [от излишеств]. Человек, который считает, что чувственные наслаждения мешают ему постигать Тору и ослабляют его связь с Творцом, должен брать на себя обет воздержания, чтобы материальное не заслоняло ему свет Вс-вышнего. Тому же, кто постоянно ощущает свет Творца, не следует давать обеты. Про него Иерусалимский Талмуд (Недарим, 9:1) говорит: «Для тебя достаточно [соблюдать] запреты, наложенные Законом». (Любавичский Ребе)" (http://www.chassidus.ru/library/avot/3.htm)
Рабби Иехуда утверждает (Хул. 2а): «Лучше обоих тот, кто и дает обет, и выполняет его», а рабби Меир полагает, что «лучше обоих тот, кто вообще не дает обета». В целом, однако, мнение законоучителей Талмуда — в пользу рабби Меира. Так, рабби Дими называет дающего обет грешником (Нед. 77б); высказывается даже мнение, что в наказание дети дающего обет умрут молодыми (Шаб. 32б). Шулхан арух (ИД. 203:7) разрешает давать только обеты, имеющие целью избавление от дурных привычек. (Электронная еврейская энциклопедия http://www.eleven.co.il/article/13026)

"Своего рода ежегодное коллективное освобождение от обетов (касающееся только давших их) производится в канун Иом-Киппура (см. Кол нидре), а личное отречение от них — за десять дней до этого, в канун Рош ха-Шана. Законоучители подчеркивают, что смысл обета — в общепринятых, а не в буквальных или библейских значениях слов. Например, в обете воздержания от той или иной пищи «вино» означает только виноградное вино, «мясо» не включает мясной отвар и т. д.
Обет практически исчез из еврейской жизни." (Там же)