понедельник, 8 октября 2018 г.

ЧТО ТАКОЕ МОЛИТВА? МОЛИТВА ИАВИСА

«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.» (Мф. 18:19-20)
 
СОГЛАСЯТСЯ, СОБРАНЫ НЕ ПО ПЛОТИ! СОГЛАСЯТСЯ, СОБРАНЫ ЕДИНОДУШНО, СЕРДЦАМИ! 
 
«… Господь не сказал: буду посреде их, но - есмь, то есть тотчас обретаюсь там.» (Феофилакт Болгарский http://rusbible.ru/books/mf.fb.html#18)
 
"Если молитва не эгоистична, она всегда будет услышана. Но и здесь, как и везде, мы должны помнить условия для молитвы. В молитве мы получаем не тот ответ, который мы хотим, а ответ, который Бог в Своей мудрости и любви считает за лучший. Просто в силу своей человеческой сущности, потому что у нас человеческие сердца и страхи, надежды и желания, в большинстве наших молитв мы просим избежать какого-то испытания, какой-то печали, какого-то разочарования, какой-то болезненной и трудной ситуации. А Бог в ответ всегда дает нам победу, а не возможность избежать трудности. Бог не дает нам возможности избежать человеческую ситуацию; Он дает нам возможность принять то, что мы не можем понять, способность вынести то, что без Него было бы невыносимым, и встретить лицом к лицу то, что было бы вовсе невозможно перенести. Прекрасный пример тому - Иисус в Гефсиманском саду. Он молил Бога освободить Его из ужасного положения, стоявшего перед Ним; Он не был освобожден из нее, но Ему была дана сила встретить эту ситуацию, выдержать ее и победить ее.
 
Когда мы молимся не из чисто эгоистических побуждений, Бог всегда посылает нам Свой ответ, но ответ - всегда Свой, и он вовсе не должен быть тем, чего ждали мы."
 
"Иисус говорит далее, что там, где двое или трое собираются во имя Его, там Он посреди них. У иудеев была пословица: "Там, где сидят двое и изучают закон, среди них находится слава Божья". Это великое обетование Иисуса можно понимать в двух сферах.
 
а) Мы можем понимать его в сфере Церкви. Иисус точно также присутствует в маленькой общине, как и в большом массовом собрании. Он точно также присутствует на молитве в кружке по изучению Библии, где находится только горсточка людей, как и на переполненном храме. Иисус не раб массы и числа: Он везде там, где встречаются верующие сердца, какими бы немногочисленными они ни были, потому что Он отдает всего Себя каждому человеку.
 
б) Мы можем понимать это и в сфере домашней жизни. Согласно одному из самых первых толкований этого высказывания Иисуса двое или трое - это отец, мать и дитя. Эта фраза значит тогда, что Иисус - незримый гость в каждом доме.
 
Иные проявляют свое лучшее лишь при больших собраниях народа; для Иисуса Христа великое событие везде, где во имя Его собираются двое или трое."  (У. Баркли)
 

Молитва

 
Слово "тфила" происходит от слова "легитпалель", означающее "судить самого себя". "Самой важной частью любой еврейской молитвы: просьбы, благодарения, хвалы Б-гу, молитвы покаяния - является самоанализ... (в этот) период времени, который мы проводим (в молитве), (мы) заглядываем внутрь себя, ища нашу роль в мире и
нашу связь с Б-гом." (http://www.jewfaq.org/prayer.htm)     
 
«Молитва — это вдыхание в себя благодати Божией» (Павел Флоренский)
 
"Итак, молитва – это не только произнесение молитвенных словес, и не только наш труд, но прежде всего состояние Богообщения, некое живое предстояние перед Богом, когда человек говорит Богу: «Господи, я здесь», – и явственно слышит ответ: «и Я здесь»."  (Игумен Петр (Мещеринов) http://www.pravmir.ru/odinochestvo-pred-bogom)
 

Очищение перед молитвой

 
«И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши; встанем и пойдем в Бейт-Эль (Вефиль); там устрою я жертвенник Богу, Который услышал меня в день бедствия моего и был со мною в пути, которым я ходил.» (Быт. 35:2-3)
 
Прежде чем приближаться к Богу с жертвой уст своих, очистись от грехов, от страстей, от похотей.
 
«Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.» (1 Ин. 2:16)
 
«Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.» (Гал. 5:24-25)
 
2. "ОЧИСТИТЕСЬ И ПЕРЕМЕНИТЕ СВОИ ОДЕЖДЫ. Подобное мы читаем в Шмот 19:14 (во время дарования Закона), что "он (Моше) освятил народ, и они вымыли свои одежды". Путешествие в Бейт Эль - место, где Б-г явился их отцу, было столь же важно для семьи Яакова, как и собрание на горе Синайдля их потомков." (Ш.Р. Гирш http://machanaim.org/tanach/a-beresh/inda08_2.htm) 
 
"и перемените ваши одежды
 
Быть может, на вас облачение идола (или с изображением идола) [Берешит раба 81]." (Раши  http://machanaim.org/tanach/a-beresh/inda08_2.htm)
 

Уподобляться Мессии

 
"Уподобляться Христу – это, конечно же, не ходить по воде или поститься сорок дней, а нечто иное – то, о чём говорит преп. Макарий Великий: «да имеет же человек всегда пред очами, как незабвенный образец во всегдашней памяти, Господне смирение и жизнь, и обращение с людьми»[4]." (Там же) 
 
О чем просить Господа?
(по Псалмам)
 
- очистить от погрешностей, от тайных, удержать от умышленных (Пс. 18)
 
- указать пути Его, научить стезям Его, направить на истину Его, утвердить сердце в страхе имени Его, указать путь, по которому идти, научить исполнять волю Его (Пс. 24, 85, 142)
 
- избавить Израиль от всех скорбей его (Пс. 24)
 
- испытать, расплавить внутренности и сердце, узнать сердце и помышления, не на опасном ли пути, направить на путь вечный  (Пс. 25 и 138)
 
- пребывать в доме Господнем во все дни жизни, созерцать красоту Господню и посещать храм Его (Пс. 26)
 
- сердце чистое сотворить и дух правый обновить (Пс. 50)
 
- возвести на духовную скалу (Пс. 60)
 
- научить нас так счислять дни, чтобы приобрести сердце мудрое (Пс. 89)
 
- отвратить очи, чтобы не видеть суеты, животворить на пути Его (Пс. 118)

«Сердце мое говорит от Тебя: "ищите лица Моего"; и я буду искать лица Твоего, Господи.» (Пс. 26:8)

«Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним.» (Пс. 33:14-15)

«буду вникать во все дела Твои, размышлять о великих Твоих деяниях.» (Пс. 76:13)

«поддержи меня, и спасусь; и в уставы Твои буду вникать непрестанно.» (Пс. 118:117)

«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.» (1 Тим. 4:16)
Почему Давид просил испытаний?
 
- чтобы проверить, что он ходит в непорочности своей, в истине Божьей и уповает на милость Всевышнего:
 
«Псалом Давида. Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей, и, уповая на Господа, не поколеблюсь. Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое, ибо милость Твоя пред моими очами, и я ходил в истине Твоей,» (Пс. 25:1-3)
 
- при глубоком познании Бога, смиряясь и сокрушаясь перед величием Творца: 
 
«Начальнику хора. Псалом Давида. Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли - Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, - Ты, Господи, уже знаешь его совершенно. Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою. Дивно для меня ведение [Твое], - высоко, не могу постигнуть его!» (Пс. 138:1-6)
 
«Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, - и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: "может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня [сделается] ночью"; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет.» (Пс. 138:7-12)
 
«Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было. Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их! Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка; когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою.» (Пс. 138:13-18)
 
Смиряясь и сокрушаясь перед величием Творца, Давид говорит: 
 
«Испытай (исследуй) меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный.» (Пс. 138:23-24) 
 
Молитва Йабеца (Иависа) 
 
«Иавис был знаменитее своих братьев. Мать дала ему имя Иавис, сказав: я родила его с болезнью (горестью). И воззвал Иавис к Богу Израилеву [и] сказал: о, если бы Ты благословил меня Твоим благословением, распространил пределы мои, и рука Твоя была со мною, охраняя [меня] от зла, чтобы я не горевал!.. И Бог ниспослал [ему], чего он просил.» (1 Пар. 4:9-10)
 
9 Иавис был знаменитее своих братьев - в Таргуме поясняется: "и мудрее в законе, чем его братья".   
 
Мать дала ему имя Иавис, сказав: я родила его с болезнью (горестью) - на иврите его имя: Йабец. Болезнь, горесть на иврите: оцев. 
 
10 о, если бы Ты благословил меня Твоим благословением - благословляя благословил меня (иврит: им барех тевархени).
 
распространил пределы мои - в Таргуме: "распространил мои пределы с учениками".
 
"У нас мало сведений о Иависе. Мы знаем только, что он был знаменитее своих братьев и что мать дала ему имя Иавис, потому что родила его с болезнью. Великая скорбь иногда заканчивается великим блаженством. Подобно тому как неистовая буря уступает место чистому солнечному свету, так и ночь, проведенная в рыданиях, предшествует утру, полному радости. Страдание - предвестник, радость - принц, появление которого предвещается. Каупер пишет:
 
«Страданья путь, и только он один, ведет туда, где скорби больше нет»."
 
"О, если бы Ты, Бог Израиля, Бог завета, воистину благословил меня! Вся сущность этой молитвы кажется заключенной в одном слове: «воистину»." (Ч. Сперджен http://literator.org/sermon/molitva-iavisa.html)
 
«И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него.» (1 Ин. 5:14-15)   
 

Усердная молитва

 
«Итак Кефу (Петра) стерегли в темнице, между тем церковь прилежно (усердно, ревностно, неустанно, горячо) молилась о нем Богу.» (Деян. 12:5)
 
церковь - мессианская община  (Еврейский Новый Завет в переводе Давида Стерна)
 
«Учение о молитве, состоящее из пяти пунктов: молитва должна быть:
1) усердной, не небрежной; 
2) продолжительной, непрерывной (форма греческого глагола указывает на продолжительность действия);
3) обращенной к Богу — она должна быть подлинным общением с живым Богом (которое возможно только через Йешуа, Йн. 14:6), а не пустым механическим повторением слов (Мат. 6:7) без веры (
Me. 11:6);
4) конкретной, ясной (о нем, о Кефе); «вы не получаете, потому что не просите» (Яак. 4:2-3); и 
5) коллективной (мессианская община) — верующий не призван вести обособленную жизнь, даже его личные молитвы не должны быть эгоистичными, но должны отражать его причастность к Телу Мессии.» (Давид Стерн. Комментарий к Еврейскому Новому Завету)
 
Молитва Иоанна Кронштадтского
 
«Господи! Я сосуд Твой: наполни меня дарами Духа Твоего Святого, без Тебя во мне нет никакого блага или, больше, я полон всякого греха.
Господи! Я корабль Твой: наполни меня грузом добрых дел.
Господи! Я ковчег Твой: наполни его не греховным влечением к деньгам и наслаждениям, а любовью к Тебе и к Твоему одушевленному образу - человеку.»
(
http://www.obnovlenie.vrn.ru/molitvy.html)
 

Молитва св. Франциска

 
Господи, удостой меня быть орудием мира Твоего!
Чтобы я вносил веру туда, где сомневаются,
Надежду - где отчаиваются,
Радость - где страдают,
Любовь - где ненавидят,
Вносил истину туда, где заблуждаются,
Свет - во тьму.
Господи! Удостой утешать, а не ждать утешения,
Понимать, а не ждать понимания.
Любить, а не ждать любви.
Ибо кто дает, тот получает,
Кто забывает себя, тот обретает,
Кто прощает, тому простится,
Кто умирает, тот проснется к жизни вечной.
Аминь.
- - -
 
«Я попросила у Господа забрать мою гордыню,
А Бог сказал мне: "Нет".
Он сказал, что гордыню не забирают,
От нее отрекаются.

Я попросила у Бога даровать мне терпение,
А Бог сказал мне: "Нет".
Он сказал, что терпение - результат испытаний,
Его не дают, а заслуживают.

Я попросила Бога даровать мне счастье,
А Бог сказал мне: "Нет".
Он сказал, что дает благословение,
А буду ли я счастлива, зависит от меня.

Я попросила Бога уберечь меня от боли,
А Бог сказал мне: "Нет".
Он сказал, что страдания отделяют человека
От мирских забот и приближают к Нему.

Я попросила у Бога духовного роста,
А Бог сказал мне: "Нет".
Он сказал, что дух должен вырасти сам.

Я попросила у Бога помочь мне любить других,
Так же, как Он любит меня,
А Бог сказал: "Наконец-то ты поняла,
О чем надо просить..."

Я попросила сил, а Бог послал испытания,
Чтобы закалить меня.
Я попросила мудрости, а Бог послал проблемы,
Над которыми надо ломать голову.

Я попросила мужества, а Бог послал опасность.
Я попросила любви, а Бог послал
нуждающихся в моей помощи.

Я попросила благ, а Бог мне дал возможности.
Я не получила ничего из того, что просила.
Я получила все, что мне было нужно.»

(Мать Тереза)
 
«Бог не призвал меня быть успешной. Он призвал меня, чтобы быть преданной.

Люди бывают неразумны, нелогичны и эгоистичны; Всё равно прощайте им.

Если вы проявляли доброту, а люди обвиняли вас в тайных личных побуждениях; Всё равно проявляйте доброту.

Если вы добились успеха, то у вас может появиться множество мнимых друзей и настоящих врагов; Всё равно добивайтесь успеха.

Если вы честны и откровенны, то люди будут обманывать вас; Всё равно будьте честны и откровенны.
 
То, что вы строили годами, может быть разрушено в одночасье; Всё равно стройте.»
 
Хасидизм
 
Молитва Леви Ицхака, сына Сарры, из Бердичева (18-й в.)

Доброе утро, Владыка мира!
Я, Леви-Ицхак из Бердичева, сын Сары, обращаюсь к Тебе...
Чего Ты хочешь от возлюбленных Тобой сынов Израиля?
Только и есть, что "Повелеваю сынам Израиля..." "Приказываю народу Израиля...
Милостивый Отец, на свете столько других народов - русские, немцы, англичане. И все они говорят: "Наше царство - всем царствам царство!
Наш император - всем императорам император!" А я, Леви-Ицхак из Бердичева, сын Сары, говорю: Да славится и да святится великое Имя Его! И еще говорю я, Леви-Ицхак из Бердичева, сын Сары:
Не сдвинусь я с этого места,
Пока не прекратятся наши страдания,
Пока не придет им конец...
Да славится и святится Имя Всевышнего!
("Царица-суббота и ее подданные" 
http://www.judaicaru.org/library/shabbat_2.html)
 
Как молились хасиды?
 
"Раби Леви-Ицхак молился крайне эмоционально, с громкими возгласами и рыданиями — его плач, исходящий из глубины души, прорывался к Небесам и размягчал даже каменные сердца: самые приземленные и черствые люди плакали и достигали подлинного раскаяния, молясь рядом с ним.
 
«Он молился, дрожа всем телом от охватывающего его трепета, — вспоминал современник. — От волнения он не мог стоять на одном месте: вот его видят молящимся в одном конце дома молитвы, а через минуту он уже в другом конце. …Сердце таяло у тех, кто слушал его молитвы, и с души смывалась вся скверна».
 
Его обычным обращением к Б-гу было слово на идиш — «Дер Баремдикер» (Милосердный)." (А. Кац. Еврейские мудрецы http://toldot.ru/tora/rabbanim/rabbanim_3254.html)
 
Раби Натан из Бреслева. 
Мольба о совете
 
О, Грозный Святой!
Полный великого милосердия!
Удостой нас взывать к Тебе по-настоящему,
из глубины сердца,
из глуби глубины,
как мы должны взывать к Тебе сейчас,
как это ведомо Тебе,
Владыка всего (сущего) –
все пристрастия сердец наших –
каждого человека с его особенностями.
И помоги нам взывать к Тебе из сердца –
голосом глубоким по-настоящему,
«голосом тонкой тишины»,
так, чтобы мы удостоились
пробудить к нам
Твое удивительное милосердие,
Твою милость и Твою жалость,
И Твое спасение и вызволение –
поразительные и грозные чрезвычайно,
пока мы не удостоимся
пробудить и раскрыть
советы истинные, советы глубокие –
изнутри глубин этой тьмы и этого мрака,
в которых мы оказались из-за наших великих грехов.
«Ведь Ты Один совершаешь чудеса великие,
деяния великие и непостижимые,
знамения и чудеса безчисленные».
И Ты «обнажаешь сокрытое из тьмы
и выводишь на свет смертную тень» [1].
Выведи нас из тьмы к свету,
сотвори с нами чудеса,
воздействуй на нас
и раскрой нам совет издалека,
так, чтобы мы удостоились
взрастить, благодаря этому,
святую веру.
 
Ликутей тфилот, ч.2;5. (92) (
http://www.breslev.co.il/articles/недельная_глава_торы/молитва/мольба_о_совете.aspx?id=14713&language=russian)

[1] Иов, 12:22
 
"Единый, исполненный милосердия,
Г-сподь, Б-г истины! <...>
Смилуйся надо мной и храни меня,
чтобы никакая ложь не прилипла ко мне -
дабы не совершить фальшивое движение
и не произнести слово лжи или фальши.
И чтобы не пришло мне в голову вообразить,
будто я достиг того,
что мне все еще не доступно...
И не дай мне обманываться в себе
и обманывать других." (Молитва раби Натана из Бреслева 
http://www.breslev.co.il/articles/недельная_глава_торы/молитва/храни_меня_от_лжи.aspx?id=14808&language=russian)