среда, 17 октября 2018 г.

КАК ЖИЛА ПЕРВОАПОСТОЛЬСКАЯ ОБЩИНА?

АПОСТОЛЫ ЖИЛИ ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНЬЮ!
 
Апостолы жили еврейской жизнью:
1. Каждый день были в храме (Деян. 2:46; 5:42).
2. Праздновали праздники.

Уже в Деян. 2 мы читаем о Пятидесятнице или Шавуот - празднике первых плодов, дне дарования Торы. И как-раз в этот день было излияние Святого Духа на апостолов и других учеников Мессии. Таким образом, праздник приобрел еще более глубокий духовный смысл. Также см. Деян. 20:6 (Песах - Пасха), 20:16 (Шавуот - Пятидесятница); 27:9 (Йом-Кипур); 1Кор. 16:8 (Шавуот - Пятидесятница).

Да и праздники это не еврейские, а Божьи (см. Левит 23)! Божьи назначенные даты!
3. Соблюдали традиции (Деян. 20:7 и др.).
 
ЕВРЕЙСКИЕ КОРНИ ПЕРВОАПОСТОЛЬСКОЙ ОБЩИНЫ

Первоапостольская община - это была семья, дружная семья. Евреи были так воспитаны. У евреев дом - это малый храм, стол - жертвенник. Уважительные отношения в семье, с раннего детства детей обучают молитвам, Слову, благотворительности. Вместе семья встречала Шаббат, зажигались свечи, благословляли детей.

Также все евреи ответственны друг за друга. Все - община завета на Синае, один народ, ам эхад.

Потому первые ученики Йешуа были единодушно вместе, имели одно сердце: одни мысли, одна воля. Потому создавались домашние общины или церкви, с Божьей помощью.
 

Хотите узнать немного больше о еврейской семье?
 

Кто богат? "...Тот, чья жена ласкова и добра"

В Брит Хадаша (Новом Завете) сказано: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.» (Еф. 5:28)

В еврейской традиции любовь и уважение к жене играет большую роль. В Талмуде сказано, что муж должен любить свою жену, как самого себя, а уважать больше, чем самого себя (Йевамот, 62б, Сангедрин, 76б).

'' "Мужчина должен есть и пить меньше, чем ему позволяют средства; одеваться так, как ему позволяют средства; уважать жену и детей больше, чем позволяют ему средства" (Хулин, 846). Это значит, что человек должен прилагать все силы (даже в ущерб своим собственным потребностям), чтобы его жена и дети получали все необходимое.

"В делах домашних... мужчина должен следовать совету жены..." (Бава мециа, 59а).

"Мужчина должен быть добр и непривередлив в доме своем" (Бемидбар раба, 89).

"Кто богат?" <...> Раби Акива сказал: "Тот, чья жена ласкова и добра" (Шабат, 25б). " (Хаим Донин. Быть евреем. Глава 7. Семейная жизнь: ключ к счастью 
http://www.istok.ru/jews-n-world/Donin/Donin_7.shtml)

Роль брака

В еврейской традиции брак играет важную роль. "Согласно еврейскому представлению, взаимоотношениями, похожими на взаимоотношения между человеком и Б-гом, является брачный союз между мужчиной и женщиной. "Если муж и жена этого заслуживают, Божье Присутствие пребывает с ними" (Сота 17а). "Человек не может жить без жены, женщина не может жить без мужа, и двое не могут жить без присутствия Б-га" (Брахот 9:1)" (
http://members.aol.com/Agunah/marriage.htm)

О воспитании

"То, что ребенок говорит на улице, — он слышит у себя дома". (Сукка 65б. Цит. по:
  Хана Сара Редклиф. "Любовь и власть в еврейском воспитании. Чистота речи." http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1046)

«Дети больше всего учатся на примере родителей. Что они увидят, то вы и получите!» (рав Ноах Орловек)

"7. <...> (а) Каковы обязанности отца по отношению к сыну? Он обязан обрезать его, выкупить (если он первенец), преподать ему Тору, научить его ремеслу и женить его; некоторые говорят: он обязан также научить его плавать. Р.Иуда говорит: кто не научил сына своего ремеслу, научил его разбою.

Раббан Гамалиил говорит: чему подобен тот, кто знает ремесло? Винограднику, окруженному забором, или арису (5 лоз, посаженных в ряд), окруженному оградой. <...> Р.Иосе говорит от имени раббана Гамалиила: чему подобен тот, кто владеет ремеслом? - Женщине, у которой есть муж: наряжается ли она или не наряжается, на нее мало кто обращает внимания, а если она и не наряжается, то не боится (невнимания мужчины); а чему подобен тот, кто не владеет ремеслом? - Женщине, у которой нет мужа: наряжается ли она или не наряжается, все следят за ней, а если она не наряжается, то боится (невнимания мужчины).
  <...>

(б) [1,11] Каковы обязанности сына по отношению к отцу? Он обязан его кормить, поить, давать нижнее и верхнее платье, вводить и выводить, умывать ему лицо, руки и ноги: эти обязанности лежат как на мужчине, так и на женщине, только мужчина имеет возможность исполнять их, а женщина этой возможности не имеет, потому что она под властью мужа." (Талмуд, ч.1, Мишна и Тосефта (критический перевод Н.Переферковича), трактат Киддушин, т.3, гл.1. С.-Петербург, 1900, с.402)

"[Среди вещей, изготовленных для переносного храма, был ковчег, сделанный наподобие ящика, открытого сверху, который был предназначен для хранения Скрижалей Завета. Ковчег закрывался золотой крышкой, на обоих краях которой располагались изваяния крувим (ангелов)] «…с распростёртыми вверх крыльями…» (Шмот 37:9)."

"У некоторых детей бывают такие высокие духовные устремления, что, используя слова Писания, можно сказать: их «крылья» простёрты вверх… Глядя на них, трудно поверить, что перед нами маленький ребёнок.

Задача родителей и воспитателей — дать этим устремлениям развиться, «крыльям» — окрепнуть. Не подрезать их… "

"Но некоторые родители, видя, что сын «простирает крылья вверх», кричат на него. Так можно оставить еврейский народ без великого мудреца поколения… (Алейну лэшабеах)." (Материалы из издания «Оцарот» (перевод с иврита) 
www.toldot.ru) 

"Нельзя обещать что-то ребенку, а потом не дать ему этого, ибо в результате ребенок научится лгать. (Сукка 46б. Цит. по:
   раввин Иосиф Телушкин. "Еврейская мудрость", Ростов-на-Дону, 2001, с.145).    

"Иегуда бен Тейма говорил: «Будь дерзок как тигр, и стремителен как орел, быстр как олень, и могуч как лев, исполняя волю Отца твоего небесного». (Пиркей авот, 5:20 
http://www.chassidus.ru/library/avot/5.htm)

"Пусть честь других людей будет так же важна для тебя, как и твоя собственная", - сказано в Пиркей Авот ("Поучениях отцов"). В иудаизме важны поступки, и родители могут показывать это на практике. Две халы на столе в шабат могут послужить хорошим примером для нас. Почему мы покрываем эти халы салфеткой, произнося киддуш? "Хлеб - символ пропитания, и с благословения над хлебом начинается обычная, будничная трапеза. В Шаббат первое благословение полагается произносить не над хлебом, а над вином. Поэтому установлен обычай: перед киддушем накрывать субботние халы салфеткой, чтобы "не обидеть хлеб". (ШАБАТ: остров покоя. Иерусалим, 1993, с.30)
 
Если у нас есть такая жалость к хлебу, то тем более нам нужно иметь подобные чувства по отношению к людям! 
(HELEN MINTZ BELITSKY. Beginning at Home: Raising Menshes http://www.socialaction.com/families/Beginning_at_Home.shtml)

В чем отличие еврейского и греческого понимания веры?

«И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами.» (Деян. 3:16)

Его имя - это не какое-то магическое слово. Греческое онома соответствует еврейскому шем, которое в Библии означает не просто имя, но подразумевает также сущность того, кто его носит: его дела, индивидуальность, власть, силу и репутацию. См. ком. к 2:38 и к Мат. 28:19.

Вера, греческое пистис, «верование», «доверие», «твёрдая опора», «твёрдое убеждение», «вероисповедание», «вера», соответствующее еврейскому эмуна. Еврейский философ Мартин Бубер, который почтительно относился к Йешуа как к своему «старшему брату», попытался продемонстрировать в книге «Два образа веры», что пистис Нового Завета и эмуна Танаха отличны друг от друга. Он заявил, что пистис - это прежде всего, умственное согласие с учениями и фактами, в то время как эмуна - это доверительное отношение сердца, проявляющееся в праведных делах. На самом же деле, последнее - это единственный тип веры, угодный Богу, как в Ветхом Завете, так и в Новом. Истинная мессианская вера не отличается от веры Танаха. Она подразумевает признание того, Кем является Бог и что Он для нас сделал. Это вера в Его обещания, опора на Него как на дающего силы для ведения святой жизни и саму эту святую жизнь. (Давид Стерн 
http://kifa.kz/bible/stern/stern_deyatelnost_03.php)
 

Из книги Мослей Р. Свидетельства еврейского происхождения ранней Церкви

 

Влияние синагоги на организационную структуру Церкви

 
Пока еврейские христиане не были полностью переселены из Иерусалима во втором веке, то есть в первые сто лет своего существования, Церковь оставалась во многом частью иудаизма первого века, и ее лидеры принимали активное участие в еврейской жизни. Не было непосредственного отделения от синагоги, о чем свидетельствует предупреждение Иисуса, что некоторые собрания будут отлучать его последователей за проповедь другого направления иудаизма (Матфей 10:17). Мы знаем, что этот вид наказания не был отклонением от нормативного иудаизма, т.к. он многократно упоминается в ранней раввинистической литературе. (7)
 
Структура поместной синагоги была прямо перенята ранней Церковью. Старейшину, дьякона, ведущего музыкальное служение и учителя можно найти, как в синагоге, так и в ранней Церкви. Из ранних источников мы знаем, что в Иерусалиме первого века существовало от 394 до 480 синагог, одна из которых была расположена прямо на территории, прилегающей к Храму (8). Несомненно, ранняя Церковь происходит из еврейской синагоги. Обратите Ваше внимание на сходства между древней синагогой и ранней Церковью:
 
Главным лидером синагоги был наси или старейшина. В христианской общине лидер также скорее называется старейшиной (пресвитером) , чем пастором, например в 150 г. новой эры у такого нееврейского автора, как Юстин Мученик. (9) В иудейской синагоге трое таких старейшин собирались вместе для суда в случаях, относящихся к деньгам, воровству, безнравственности, принятию прозелитов, для рукоположения и других дел, упомянутых в Мишне, трактате Санхедрин.

Эти мужи были известны, как "начальники синагоги", так как на них лежала основная ответственность за дела синагоги; этот термин неоднократно упоминается в учении Иисуса (Лука 8:41).

Эта практика была в ходу еще в "языческой" общине Коринфа во времена апостола Павла, когда он учил о суде в общине (1 Кор. 6:1-2).

Наси был администратором синагоги, и мы знаем, что Иаков, единоутробный брат Иисуса, был наси в иерусалимской Церкви. Ранние документы, такие, как Дидахе намекают на то, что церкви в Малой Азии и Греции относились к иерусалимской Церкви с почтением большим, чем синагоги к санхедрину. (10), (11). Также существовал общественный служитель синагоги, называемый хазан, который молился, проповедовал за деревянной кафедрой и был ответственен за чтение Закона и другие нужды общины.

Сам он не читал Закон, но стоял рядом с читающим, чтобы следить за правильностью чтения и поправлять в случае необходимости. Он выбирал каждую неделю семь чтецов, которые должны были быть хорошо обучены еврейским Писаниям. Группа состояла из священника, левита и пятерых обычных израильтян (Лука 4 :16). Названия епископ, ангел Церкви и служитель синагоги все относятся к этой должности. (12) Также всегда существовали три человека, называемые раздаватели милостыни или парнасин. Они заботились о бедных, раздавали милостыни и должны были быть знатоками Писаний. Они также были известны под названием габай цдака. Вероятно, от этого служения происходит и наше слово дьякон. В книге Деяний 6:3 рассказано об избрании "семи человек изведанных, исполненных Духа Святого и мудрости".

Некоторые ученные придерживаются мнения, что из тех семи один был председателем, управителем, епископом, хазаном а трое - парнесин. Эти люди были поставлены над практическими делами Церкви, так что апостолы могли не отрываться от изучения Писаний и молитвы.

В иудейской литературе задается вопрос: "какой ученный достоин быть парнасом ?" Ответ гласит: "Тот, который может ответить на любой вопрос." (13) В наше время евреи употребляют это слово для обозначения прихожанина, называемого иногда старейшиной.

Другое служение в древней синагоге вел шалиах или возвещающий. От этого служения происходит наше слово апостол, что значит - посланный для возвещения Евангелия, роль соответствующая современному миссионеру. Также существовал магид, бродячий евангелист первого века, который проповедовал разным собраниям, и батланим, учителя, каждый из которых отдельно обладал обширными знаниями в определенной области, так что он мог давать общине точные учения и ответы. В каждой общине со ста двадцатью членами было, как минимум десять батланим.

Существовала традиция, что служение в синагоге не должно проводиться без присутствия десяти мужчин.(14) Возможно, Иисус ссылался на эту традицию, когда говорил: "Где двое или трое собраны во имя Мое, Я среди них" (Матфей 18:20).

Далее, существовало служение закина; слово, обозначающее "старый" более относится к зрелости, чем к возрасту. Этот человек руководил собранием, подобно современному пастору или старейшине.

В иудаизме, достигший сорока лет рассматривался, как достигший понимания, а достигший пятидесяти - как достойный руководить молодежью.(15)

Раввин был пророком подобно пророкам иудаизма периода после вавилонского изгнания. Он нес ответственность чтения и проповеди Слова, увещевания и обучения народа (1 Кор. 14:3). Существовал и истолкователи, известные, как метурганим. Это был человек, искусный в языках, он стоял рядом с читающим Закон и учащий в Бейт Мидраше (доме ученья), переводящий на общедоступный язык, тот иврит, на котором тогда говорили.

Служение истолкователя восходит ко временам Ездры, когда истолкователи объясняли значение Писаний. Талмуд предоставляет много деталей, относящихся к обязанностям истолкователя в синагоге. При помощи этой концепции мы понимаем слова Иисуса: "что вы слышите на ухо, проповедуйте на кровлях"(Матфей 10:27).

Эту фразу мог легко понять человек, знакомый с системой учебы в Бейт Мидраше, где учитель буквально говорил на ухо истолкователю и тот провозглашал послание другим, как внутри комнаты, так и за ее пределами. (
http://gatesofzion.od.ua/modules.php?name=News&file=article&sid=53)
 
- - -
 
«Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.» (Деян. 2:43)
 
ЧУДЕСА ПРОИСХОДЯТ ТАМ, ГДЕ ЕСТЬ ТРЕПЕТ ПЕРЕД НЕБЕСАМИ!
 
«И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца,» (Деян. 2:46)
 
БЛАГОГОВЕЮЩИЕ, РАДОСТНЫЕ, ЛИКУЮЩИЕ В ГОСПОДЕ, ПРОСТЫЕ, ИСКРЕННИЕ, ЧИСТЫЕ СЕРДЦА В ПЕРВОАПОСТОЛЬСКОЙ ОБЩИНЕ! О БЛАЖЕНСТВО БЫТЬ В ТАКОЙ ЦЕРКВИ! 
 
"И каждый день единодушно пребывали в храме ..." -
 
46 "Каждый день единодушно пребывали в храме...", т. е. присутствовали при храмовом Иудейском Богослужении, - "потому, как говорит Златоуст, что они не отвергали еще ничего иудейского; да и самое почтение к месту переходило к Владыке храма..." Все храмовое Богослужение заключало в своей основе и воплощало чаяние Мессии; это делало сие Богослужение небесполезным и для христиан, отличавшимся от иудеев в данном случае тем лишь, что они веровали не в Грядущего, а уже Пришедшего Мессию." (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm)
 
«хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.» (Деян. 2:47)
 
«Стихи 42-47. Этот образ Мессианской Общины, наполненной силой Святого Духа и послушной Богу, остается примером для Божьего народа по сей день.

Пользуясь всеобщим уважением. Они не были исключены из еврейской общины.

Господь продолжал присоединять... спасенных. Это кульминация описания, которое мы находим в ст. 42-47.» (Комментарий Давида Стерна к Еврейскому Новому Завету)
 
«И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать о Йешуа Мессии (об Иисусе Христе).» (Деян. 5:42)
 
"И ни на один день они не прекращали учить и нести Добрую Весть о том, что Йешуа - Мессия, как во дворе Храма, так и по домам." (Еврейский Новый Завет в переводе Д. Стерна)
 
УЧЕНИЕ И БЛАГОВЕСТИЕ О СПАСИТЕЛЕ ШЛО КАЖДЫЙ ДЕНЬ В ХРАМЕ И ПО ДОМАМ!
 
И всякий день в храме и по домам - "т. е. непрестанно, неумолкаемо, и частно, и публично." (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm) 
 

ЕДИНОДУШНО ВМЕСТЕ

 
ЕДИНОДУШНО ВМЕСТЕ - это одно сердце (один дух, одни мысли, одна любовь), плечом к плечу. Так было на Синае - и была дарована Тора, и так на Сионе - и было сошествие Святого Духа. Также апостолы, первые ученики Спасителя находились в любви у ВСЕГО народа. Адонай же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви:
 
«И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.» (Деян. 2:42-43)
 
«И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.» (Деян. 2:46-47)
 
«Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.» (Деян. 5:12)
 
КОГДА ЕДИНОДУШНО ВМЕСТЕ - ТОРА, ИЗЛИЯНИЕ СВЯТОГО ДУХА, МНОГО ЧУДЕС И ЗНАМЕНИЙ, СПАСЕНИЕ И ЛЮБОВЬ У ЛЮДЕЙ!

ПРОПОВЕДЬ КЕФЫ (ДЕЯН. 3)

Давайте прочитаем проповедь Кефы (Петра) в Деян. 3:

«Бог Авраама и Ицхака (Исаака) и Яакова (Иакова), Бог отцов наших, прославил Сына Своего Йешуа (Иисуса), Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его. Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели. И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами. Впрочем я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению; Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Мессии (Христу), так и исполнил. Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Йешуа Мессию (Иисуса Христа), Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века. Моше (Моисей) сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам; и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа. И все пророки, от Шмуэля (Самуила) и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии. Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные. Бог, воскресив Сына Своего Йешуа (Иисуса), к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших.» (Деян. 3:13-26)

Ранее Кефа (Петр) и Йоханан (Иоанн) «шли вместе в храм в час молитвы девятый (в три часа дня)» (Деян. 3:1) Одна из молитв в храме была молитва Амида. В первом благословении Амиды сказано:  

"Благословен Ты, Господь, Бог наш и Бог отцов наших, Бог Авраама, Бог Ицхака и Бог Яакова, Бог великий, могучий и грозный, всевышний Бог, дарующий блага, сотворивший все, и помнящий добрые добрые дела отцов, и по любви Своей пославший Избавителя сыновьям их сыновей ради Имени Своего."
Как мы видим, проповедь Кефы начинается с первых строк Амиды.

Затем он делится Благой Вестью о Мессии Йешуа. Кефа как-бы хочет сказать: вы сейчас молились в храме, вы любите Ашема, Б-га ваших отцов. Б-г послал Мессию Йешуа к вам!

«для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев...» (1 Кор. 9:20)

Проповедь Кефы состоит из двух частей:
- Обличение Всевышним Израиля;
- милость Всевышнего к Израилю

Его проповедь напоминает проповедь пророков, например:

«Множество пастухов испортили Мой виноградник, истоптали ногами участок Мой; любимый участок Мой сделали пустою степью; сделали его пустынею, и в запустении он плачет предо Мною; вся земля опустошена, потому что ни один человек не прилагает этого к сердцу. На все горы в пустыне пришли опустошители; ибо меч Господа пожирает [всё] от одного края земли до другого: нет мира ни для какой плоти. Они сеяли пшеницу, а пожали терны; измучились, и не получили никакой пользы; постыдитесь же таких прибытков ваших по причине пламенного гнева Господа. Так говорит Господь обо всех злых Моих соседях, нападающих на удел, который Я дал в наследие народу Моему, Израилю: вот, Я исторгну их из земли их, и дом Иудин исторгну из среды их. Но после того, как Я исторгну их, снова возвращу и помилую их, и приведу каждого в удел его и каждого в землю его. И если они научатся путям народа Моего, чтобы клясться именем Моим: "жив Господь!", как они научили народ Мой клясться Ваалом, то водворятся среди народа Моего. Если же не послушаются, то Я искореню и совершенно истреблю такой народ, говорит Господь.» (Иер. 12:10-17)

Важно понять: Ашем обличает Израиль, и Ашем милует Свой народ.

Христианам нужно благословлять Израиль: 

«Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.» (Быт. 12:3)

Также очень важно, что проповедь Кефы была после исцеления человека:

«Но Кефа (Петр) сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Йешуа Мессии (Иисуса Христа) из Нацерета (Назорея) встань и ходи. И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога. И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога;» (Деян. 3:6-9)

Выводы

1. Апостолы жили еврейской жизнью. Они ходили в храм молиться.
2. Проповедь Кефы была духовно сильной.
3. Есть связь между проповедью и молитвой "Амида".
4. Перед проповедью было исцеление человека.
5. В проповеди есть и обличение, и милость к Израилю, как и у пророков  

СЛОВА О ВЕЧНОЙ СВЯТОЙ ЖИЗНИ

«Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.» (Деян. 5:19-20)

СЛОВА ЖИЗНИ - СЛОВА О ВЕЧНОЙ СВЯТОЙ ЖИЗНИ!

«Они, выслушав, вошли утром в храм и учили. <...>» (Деян. 5:21)

Какая смелость, какое дерзновение: из темницы - утром в храм!

ХАВДАЛА (Деян. 20:7)
 
«В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.» (Деян. 20:7)

Первый день недели начинался в Шаббат вечером. В одном из англоязычных переводов Библии - Good News Bible - первые строки этого стиха переводятся: "On Saturday evening" (в субботу вечером).

Это была давняя иудейская традиция встречаться вечером в Шаббат для хавдалы.

Что такое хавдала?

Хавдала - это проводы Шаббата. 

"Слово "хавдала" происходит от слова на иврите "лэхавдил" (l'havdeel), означающее разделять или отделять. Хавдала - это церемония, которая отделяет святой Шаббат от обычной рабочей недели." (Более: http://judaism. about.com/ library/3_ blessingsprayers /bl_havdalah. htm)
 
МЕССИАНСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ХАВДАЛЫ
 
"Для тех, кто считает себя "йеhудим мешихим" (мессианскими евреями), значение и обряд Хавдалы, конечно, неотделимы от личности Мессии Йешуа. Почти все предметы, используемые в этом обряде, и традиции принимают символизм, связанный с Мессией и Его жизнью. Для тех кто верит, открывается более глубокий смысл Хавдалы и они начинают видеть не просто поверхностно, а глубже, извлекая для себя более личное и глубокое понимание Бога.

Пламя свечи напоминает нам о знаменитых словах Мессии - "…Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни." (Йоханан 8:12) Тушение свечи в вине символизирует Его смерть. Само вино напоминает нам о крови Йешуа, пролитой за грехи людей. Ароматные специи напоминают нам о том, что Йешуа в действительности был мертв, и был бальзамирован, и затем погребен. Мы вспоминаем, что Йешуа не остался в могиле, а засиял опять на третий день, воскрес и затем вознесся, дав обещание нам вернуться в момент труднейших испытаний его народа. Таким образом, даже ритуальные предметы Хавдалы укрепляют нашу веру в Мессию Йешуа и воодушевляют нас к жизни, посвященной Богу." (Подробнее: http://www.orhaolam.org/orhaolam/holidays/havdalah.htm)